[На главную]

"Полтавщина: клубный выезд по гоголевским местам

Gladiolus
Март, 2008 г.



Клубный выезд по гоголевским местам собрал 11 экипажей из Киева, Одессы и Полтавы. Длинный караван автомобилей украинских автопутешественников в течении двух дней вился змейкой по дорогам полтавского края, улицам областного центра, больших и маленьких городков и сёл, по грунтовкам скифского городища. Мы полностью выполнили намеченную программу: Лубны (Мгар), Миргород, Большие Сорочинцы, Гоголево, Полтава, Диканька, Опошня, Бельск. Темп пробега оказался несколько завышенным из-за большой насыщенности экскурсиями, но исключить какой-либо пункт было очень трудно – не проезжать же через интересные места вообще без остановки!




Встреча экипажей состоялась в ресторане-пивоварне «Большая Круча» в одноимённом селе на полтавской трассе, где желающие смогли перехватить чашечку кофе и затариться впрок свежесваренным пивом. Почти все прибыли вовремя, ждать никого не пришлось. Только Nadine сообщила по телефону о поломке в дороге, но и этот экипаж, преодолев все трудности, смог присоединиться к нам немного позже.

Четыре рации настроены на общую волну, автомобили выстроены в колонну. Стартуем!

Первые 40 км четырёхполосной трассы до Лубен дались колонне легко. На лубненской окружной сворачиваем по указателю на Мгарский монастырь.




Монахи, кажется, уже привыкли к обилию туристов и не обращают внимания на форму одежды. Выделенный нам в экскурсоводы послушник Роман вполне лояльно отнёсся к нашей светской сущности, его рассказ об истории обители совсем не изобиловал церковными догмами, а напротив был очень живым. Под конец он очень логично обосновал неразумность общей моды на пост, объяснив, что духовные люди постятся из соображений аскетизма, строгость поста зависит от «продвинутости» монаха, а худеть лучше по медицинским диетам, не приплетая к этому религию. В общем, после Почаева, очень приятные впечатления.




От Лубен сворачиваем на Миргород. Из соображений экономии времени решаем отказаться от экскурсии по знаменитому курортному городку. Тем более, откровенно говоря, смотреть там особо нечего. Разве что летом стоит прогуляться по парку в курортной зоне над речкой Хорол. Но остановка здесь всё же запланирована. А музеев Гоголя у нас по дороге ещё много будет. Сейчас же нас ждёт роскошный национальный обед в новеньком и очень качественном ресторане «Гоголь»! Борщ в паляницах, кровяночка, паровые вареники… Ох и вкусна украинская кухня, но тяжела для желудка – половину вареников и домашней колбасы пришлось забрать с собой.

Двигаемся дальше по не очень качественным, но вполне проездным, а главное, совершенно пустым дорогам местного значения. При крейсерской скорости 100-110 необходимость в обгонах возникает очень редко.

В Больших Сорочинцах паркуемся у Преображенской церкви, в которой когда-то крестили Гоголя. Идёт служба, но мы всё же заглядываем внутрь, где находится непонятно как сохранившийся при советской власти красивый резной иконостас, увенчанный двуглавым орлом! Это храм-усыпальница гетмана Данилы Апостола, который «держал» Сорочинцы в XVII-XVIII веках. Рядом установлен памятник гетману, а за забором, кажется, начали восстанавливать гетманскую усадьбу.




Не могли мы проехать мимо и знаменитого поля Сорочинской ярмарки, которая проходит ежегодно в конце августа. В остальное время можно просто побродить среди деревянных лотков и макетов украинских хат, изображающих национальный колорит. Непонятно, почему до сих пор никто не взялся организовать здесь хоть одну постоянно действующую лавку, торгующую всякими сувенирными безделушками. Ведь экскурсии здесь бывают почти каждый день, спрос был бы точно. Пропустивший нас на территорию охранник только пожимает плечами и даже от неформальной двадцатки «за вход» долго отказывается. Ну нет у местных жителей коммерческой жилки!




Гоголево – бывшая Яновщина, имение семьи писателя – место совсем глухое. Научный сотрудник, которая проводила нам экскурсию, явно больше думала о недовскопанном огороде, чем о литературном наследии гениального украинца, по произведениям которого мы теперь представляем себе быт наших предков, но который сам, говорят, терпеть не мог эту провинцию. Впрочем, гоголевский заповедник с парком над прудом нельзя назвать неухоженным.




Вечереет, пора выдвигаться к месту ночёвки. Оптимально было бы заночевать в Полтаве, но там мы не смогли подобрать приличную гостиницу в комплексе с хорошим рестораном, которая была бы адекватна по цене. Пришлось делать стокилометровый крюк к Хоролу, жертвуя часом утреннего сна.

В селе Лобковая Балка нас гостеприимно принял прославленный гостинично-ресторанный комплекс «У сестёр» – уже более 10 лет это заведение остаётся лучшим на полтавской трассе, да и во всей Полтавской области, наверное. С дороги строения выглядят простовато, интерьеры умилительно наивны, но сервис и кухня – просто радость для души и желудка! Настоящий образец туркомплекса с неподдельным национальным колоритом. Не зря здесь останавливаются знаменитости всех мастей, приезжающие на Полтавщину из разных стран – фотографии на стенах можно изучать долго. Нашу весёлую компанию автотуристов здесь тоже не оставили без должного внимания.




Проехать 110 км колонной по узкой части загруженной полтавской трассы, как нам показалось, слишком трудно. Потому сутра экипажи стартовали в индивидуальном порядке, договорившись встретиться уже на полтавской окружной, на парковке «Эпицентра». Выспаться удалось не всем. Мало того, что выезд был назначен на 8:00, так ещё и часы в этот день перевели на час вперёд. Кофеином подзаряжались в кафе при «Эпицентре».




Проезд колонной по городу тоже вызвал определённые трудности, но тут уже никуда не деться – дорогу к Ивановой горе знали далеко не все. Исторический центр воскресной Полтавы встретил тишиной и спокойствием. Большое оживление вызвал памятник полтавской галушке, а от вида с горы на долину Ворсклы и Крестовоздвиженский монастырь на соседней горке захватило дух. Приятным дополнением стало посещение восстановленной по рисунку Шевченко усадьбы писателя Котляревского. Здесь многие отметили отличие в ауре между жилищами создателя «Энеиды» и автора «Вия».




Следующим пунктом программы стал музей Полтавской битвы. Ещё на подъезде слева от трассы можно было увидеть реконструкцию одного из редутов петровской армии – это такие земляные полевые укрепления, прообраз окопов. Остальные отмечены на местности памятными обелисками. У поворота – памятник шведам от русских. Есть ещё памятник, который установили в память о своих погибших сами шведы, каменный крест над курганом-могилой русских воинов, памятник Петру I перед зданием музея... Только память о гетмане Мазепе и погибших украинских казаках до сих пор никак не увековечена. Возможно, эту историческую несправедливость исправят к следующему году, когда будут отмечать 300-летие Полтавской битвы.




После такого насыщенного экскурсиями начала дня не грех и подкрепиться. На подъезде к Диканьке сворачиваем по указателю на хутор Прони. Существует мнение, что это и есть тот самый хутор близ Диканьки, в котором творилась всякая чертовщина в гоголевских «Вечерах…».




На въезде в стилизованное село путешественников встречает разряженный в национальные одежды «пан Голова» – предприимчивый хозяин историко-культурного комплекса Владимир Удовиченко. Истории и культуры в этом заведении, правда, совсем немного, зато борщ наваристый и галушки сытные. Экскурсия и народные песни идут «в нагрузку» к предварительно заказанному банкету. Впрочем, это несколько глуповатое действо не лишено исконно сельского колорита.




В саму Диканьку решаем не заезжать – это просто большой и относительно опрятный посёлок городского типа. Но сворачиваем у Триумфальной арки к не совсем обычной с виду Николаевской церкви (XVIII в.). Сама церковь выполнена в форме ротонды, а колокольня больше похожа на католическую. Это всё, что осталось от некогда роскошной усадьбы Кочубеев, которые владели Диканькой с XVII века. Версию о том, что именно здесь отпевали Панночку из «Вия» отметаем – та церковь была деревянной, а село располагалось над Днепром.




Наконец, долгожданная Опошня – столица украинского гончарства. Множество указателей ведут к усадьбам-музеям знатных гончаров, но мы двигаемся к главному музею-заповеднику. Для многих его посещение стало настоящим открытием. Ожидали увидеть подборку макитр и глечиков, а попали в галерею искусств! Утилитарных вещей в экспозиции совсем немного. Зато глаза разбегаются от настоящих произведений искусства от лучших мастеров Украины прошлого и современности. Часть скульптур выставлена под открытым небом, а самое ценное хранится в помещении музея. Под конец старенький мастер демонстрирует нам работу на гончарном круге, причём помочь ему может каждый желающий. Сожалея о нехватке времени, покидаем это удивительное место, весело свистя в презентованные нам свистульки.




Ещё полчаса на шопинг – бойкая торговля изделиями опошнянских мастеров идёт на придорожном базарчике. Здесь нашу колонну возглавляет автомобиль президента благотворительного фонда «Гелон» Владимира Бидухи. Энтузиаст, занимающийся созданием туристической инфраструктуры на Полтавщине, везёт нас на Бельское городище. В VII-III веках до нашей эры здесь существовало самое крупное скифское поселение в Европе, известное по Геродоту как город Гелон. Масштаб гигантских земляных валов общей протяжённостью 34 км просто поражает! Истории о скифско-персидских войнах вперемешку с жалобами на местные власти, которые не дают развивать здесь туризм, слушаем на гребне вала под порывами ветра.




А за стеной реконструированного казацкого стана на восточном укреплении уже кипит в медном казане настоящий казацкий кулиш – жирный и пахнущий дымом. Эх, под это дело ещё бы и сто граммов… Но мы пока ещё за рулём.




Вкусная полевая трапеза – финал нашего тура. Добравшись назад до Опошни, наша колонна разделяется. Домой возвращаемся по пустынной дороге через Миргород и Лубны каждый в своём скоростном режиме. Вечереет. До Киева ещё несколько часов езды. А мы уже думаем, куда податься в следующий раз…


[На главную]