[На главную]

Клубный выезд вдоль Днепра

Gladiolus
Май, 2008 г.

Все мы трипольцы, только раньше об этом не знали. Наше «невежество» было развеяно в ходе четырёх экскурсий в рамках очередного выезда Украинского клуба автотуристов. На этот раз маршрут был проложен по ближайшим к Киеву историческим местам, богатым памятниками, но бедноватым туристической инфраструктурой: Триполье – Ржищев – Балыко-Щучинка – Канев. Однако участники имели возможность не только узнать много нового, но и просто хорошо отдохнуть.



Мрачноватая дождливая погода не помешала семи экипажам собраться на стартовой точке у «профильного» ресторана «Триполье» на Новообуховской трассе. Старт пришлось перенести на час раньше по техническим причинам, но припозднился только винницкий экипаж, что простительно, учитывая расстояние.



И вот наша колонна уже на трассе. Минуем Обухов, сворачиваем по указателю на Триполье, и тут же начинаются головокружительные пейзажи долины Днепра, пока ещё подпорченные индустриальными громадами коптящей небо ТЭЦ и грязного порта. В Триполье, сразу за коротенькой дамбой над заливом, лаконичный указатель «Музей». Это первый пункт программы.

Частный музей "Аратта" отличается ультимативным подходом к истории. Все цивилизации на Земле – это ветви трипольской цивилизации, прямыми потомками которой являются украинцы. 7-8 тысяч лет назад здесь впервые начали выращивать хлеб, одомашнили крупный рогатый скот и изобрели колесо. Конгломераты трипольских поселений здесь считают протогосударством Аратта, а пиктографические узоры на удивительной по красоте трипольской керамике называют протописьменностью. Во всяком случае, преемственность в символике народного искусства трипольцев и украинцев действительно заметна.



В соседнем Археологическом музее (следующий поворот налево) придерживаются официальной точки зрения, согласно которой трипольцев следует называть не «цивилизацией», а «культурой», поскольку не доказано существования у них централизованного государства, а узоры на горшках нельзя считать полноценной письменностью. Экспозиция государственного музея выглядит бедновато, зато здесь хороший выбор сувениров в виде разнообразных трипольских статуэток.



Наслушавшись исторических рассказов, отправляемся на Дивич-гору, где было древнеславянское святилище богини-девы. Заезжать нужно так: после въезда в Триполье с окружной Обухова (не через Украинку, а выше) нужно повернуть на первом повороте налево после железнодорожного моста, а потом направо до кладбища. Налево отсюда грунтовка взбегает очень круто вверх. Можно заехать и на машине, если погода сухая. Мы зашли пешком, и наградой была шикарная панорама Днепра с киевскими высотками на горизонте.



Пора и пообедать. В кулинарной программе у нас сегодня кавказская кухня. Открывшаяся наконец в Триполье «Колыба» почему-то специализируется именно на традиционных грузинских блюдах: сыр сулугуни, суп харчо, хачапури, шашлыки… Но, кажется, лучше всего повару удалась уха из свежей краснопёрки. Кстати, в комплекс входит неплохой мотель, есть и пляж.



При выезде из Триполья возникла заминка – кто-то пропустил поворот, и караван ненадолго распался. Урок на будущее – более тихоходных нужно ставить в голову, и желательно иметь побольше раций в колонне (кстати, предлагаю постоянным участникам купить пару комплектов вскладчину).

На въезде в Ржищев нас встречает приятный бородач по имени Олег (тел: 8 (096) 214-26-51), который принимает на себя обязанности нашего гида на ближайшие сутки. Сразу же выражаю ему от лица всех участников огромный респект за увлекательные и живые рассказы о таких местах, куда бы и в голову не пришло заехать просто так. Для автотуристов такие люди – на вес золота!



Экскурсия началась с высоченной днепровской кручи, откуда видны все окрестности на много километров вокруг. Здесь была усадьба Фадеевых (предков знаменитого советского писателя), где провела детство небезызвестная Елена Блавацкая. Остался только дремучий парк и захватывающие виды на долину Днепра с островами, с каждым из которых связана какая-нибудь история. А ещё мы отыскали в огородах селян камни надгробий еврейского кладбища. Заехать очень просто: напротив первой автобусной остановки на въезде в Ржищев нужно повернуть налево и двигаться по грунтовке до самого берега.



Улочка с противоположной стороны от трассы между заборами сельских дворов приводит на пригорок оврага сложной формы. Теперь мы стоим на месте старинной сторожевой крепости, откуда казаки сигналили дымом о приближении неприятельских войск.



Обвалившийся подземный ход ведёт вниз к колодцу, у которого стоит толстенная засохшая верба. По легенде, под её корнями скрыта полковая казна, которую закопали защитники крепости во время осады.



Короткая остановка в сквере трипольской скульптуры в самом центре Ржищева, и мы отправляемся на место раскопок одного из многих сотен трипольских городищ. Квадратная яма посреди обычного поля, дно усеяно кусочками обожжённой глины. Эта досаждающая селянам во время полевых работ «цегла» – остатки двухэтажных трипольских домов, которым 7 тысяч лет! Самым удачливым из нас удаётся отыскать среди россыпей фрагменты керамики с оригинальной росписью.



Первый день подходит к концу, пора отдыхать. Сейчас в районе Ржищева комфортный ночлег предоставляет только частная усадьба "Звенигород" (хозяин Сергей, тел: (050) 469-02-52). В комплексе есть несколько коттеджей с отдельными номерами, баня, банкетные залы, мангальные площадки. Кухня работает на заказ по предварительным заявкам. Сервис специфический, поскольку хозяин ориентирован на тему «зелёного туризма», когда клиент – это гость, который подчиняется правилам и далеко не «всегда прав». Зато шашлык из свежайшего мяса – ммм… объедение! Под клубное слайд-шоу лучших фотографий из наших предыдущих поездок вечер прошёл весело и приятно – благодаря самоотверженности заведовавших приготовлением мяса «костровых» Андрея и Володи, за что им всеобщая душевная благодарность.



После вкусного и плотного завтрака отправляемся за новыми впечатлениями. Короткую остановку делаем возле поля, которое местный люд зовёт Солдатским. Во время войны здесь был выкошен целый маршевый батальон новобранцев, которых бросили безоружными под шквальный огонь из немецкого ДОТа.



Балыко-Щучинку проезжаем до конца по главной дороге (по указателю на музей сворачивать не надо). У подножия горы первая парковка, но можно подняться и выше – прямо к мемориалу.



Памятник героям Букринского плацдарма величественен, но даже он не передаёт того ужаса, который творился здесь в 1943 году при форсировании Днепра. Страшно представить – полмиллиона погибших! Десять жизней красноармейцев за одного убитого фашиста. Вот вам и Великая Отечественная…



Кровь в этом месте лилась реками и раньше. Здесь всегда пересекались две стратегические дороги – водная с севера на юг и сухопутная – по броду через Днепр с запада на восток. Нынешний мемориал устроен среди валов древнерусского города Чучин (XI в.), который контролировал переправу. Об этом напоминает отреставрированный фрагмент вала и памятник Бояну (по версии нашего экскурсовода, псевдоним автора «Слова о полку Игореве» происходит от слов Бой Ян – Воин Иван).



Последняя точка экскурсии – источник «Ревуха» в селе Уляники (здесь была «дача» Гуляныки местного воеводы). Говорят, водица очень целебная – выводит камни из почек. А вот попасть в Трахтемировский заповедник опять не удалось. Хозяин «Звенигорода» так и не организовал нам обещанное разрешение, хотя утверждал, что для него это без проблем. В следующий раз будем заниматься такими важными оргвопросами самостоятельно.



Попрощавшись с экскурсоводом, отправляемся в Канев. На въезде со стороны Ржищева – обязательная остановка у памятника бронепоезду, который защищал здесь железнодорожный мост через Днепр. Раньше он почему-то был голубым, но сейчас выкрашен в аутентичный цвет хаки.



Поднимаемся на Чернечу гору, где вот уже 4 года вяло продолжается реконструкция музея Тараса Шевченко. Только отсюда, от могилы Кобзаря, можно увидеть Днепр таким, каким он был до создания цепи водохранилищ. Предварительно заказанная экскурсия оказывается на редкость нудной. Нет, все-таки сюда нужно приезжать самостоятельно, со своими мыслями.



Успеваем ещё заглянуть в древний Успенский собор (1144 г.), и пора в обратный путь. Возвращаемся по левому берегу Днепра. Прощальный обед нас ждёт в «Мыслывце», что в Софиевке на кременчугской трассе. Три сорта вкуснейших вареников не оставили равнодушными никого! Здесь экипажи прощаются и благодарят друг друга за два замечательных совместных дня на колёсах.



Впрочем, у желающих продлить удовольствие есть возможность заехать ещё и в Переяслав-Хмельницкий. Музей под открытым небом – это уже, так сказать, «на бис», вне основной программы. Когда-нибудь этот пункт станет отправной точкой очередного тура выходного дня Украинского клуба автотуристов.

Желающих поучаствовать в будущих выездах отправляю на наш раздел форума AutoUA.NET. Там анонсируются и обсуждаются все клубные мероприятия.


[На главную]