[На главную]

Взятие Днепра

Gladiolus
Декабрь, 2007 г.

Днепропетровск. Вида на Монастырский остров «Не могу я больше в Киеве сидеть. Давай куда-нибудь рванем на выходные!» Кажется, мой крик души не показался Ксюхе неожиданным. «Я же знаю, что ты уже решил, куда», - как всегда, с милой ироничностью, зрит она в корень. Ради формальности предлагаю и тут же отметаю «альтернативные варианты», подводя к главному – мы до сих пор по-настоящему не видели ещё Днепропетровска! Так, пару раз проездом… А там ведь новые знакомые, с которыми недавно так здорово покатались по Каневщине! Что ж, вопрос решён – едем на «екатеринославщину».

Во-первых, маршрут. Есть три базовых варианта:

- Киев – Борисполь – Кременчуг (или Светловодск) – Днепродзержинск – Днепропетровск (445 км);
- Киев – Борисполь – Лубны – Решетиловка – Кобеляки – Днепропетровск (450 км);
- Киев – Борисполь – Лубны – Полтава – Красноград – Днепропетровск (510 км).

Первый маршрут мы считаем самым удобным и красивым (частично он проходит по высокому берегу Днепра), но в этот раз беспокоил закрытый на ремонт мост в Кременчуге и, соответственно, возможные заторы на дамбе перед Светловодском. К тому же, планировали посетить несколько мест, которые оказывались как раз по дороге, если ехать по третьему – самому длинному маршруту.

Трасса М-05 Киев-Полтава находится в состоянии неторопливой реконструкции. В частности, село Большая Круча под Пирятиным теперь обегает новенькая объездная дорога. Расположенная тут культовая «Пивоварня с рестораном» теперь оказалась в стороне от трассы, но выглядит всё так же призывно. Сюда лучше завернуть на обратном пути, а пока едем дальше.

Самое большое скопление пунктов общепита – под Хоролом. Внимание привлекает стилизованная под средневековый замок новостройка гостинично-ресторанного комплекса «Мадридский двор» (с. Ковтуны; тел: (05362) 94-351; двухместный номер – 180 грн.). Испанскую ориентацию заведения подчёркивают развешанные под потолком вяленные окорока-хамоны, батареи бутылок испанского вина и яркие, похожие на плохенькие иллюстрации к детским книжкам картины, изображающие воинственных мореплавателей конквистадорского типа. Посетителей завлекают относительно невысокими ценами (20-30 грн. за основное блюдо) и раздачей скидочных карточек, но вот ожидать аутентичной испанской кухни от местного повара не стоит (например, паэлья – это просто плов с размороженными морепродуктами). Благо, в меню есть раздел традиционной украинской кухни. Однако, и в этой дисциплине в данной местности до сих пор нет равных знаменитому ресторану «У сестёр» (с. Лобковая Балка; тел: (05362) 21-607). Внешне заведение с 10-летней историей выглядит неказисто и даже кичево, но качество еды, уровень сервиса, скорость обслуживания – вне конкуренции!

Красногра. Валы Белевской крепости И вот начинается наша краеведческая спецоперация. За Полтавой сворачиваем на Карловку, и вскоре мы в Краснограде. «Революционное» название не должно смущать – у городка интересная история. В самом центре, слева от дороги, видим холм с обелиском на верхушке. Это остатки Белевской крепости (1731-33 гг.), которая входила в состав Украинской линии – цепи из 16 укреплений, построенных при императрице Елизавете Петровне на просторах от Днепра почти до Харькова. Кроме защиты от татар, Украинская линия играла роль своеобразной разделительной полосы между вольной запорожской и подконтрольной гетманской Украиной – чтобы крепостным было труднее убегать к запорожцам. Здесь было и управление крепостями – подробнее об истории можно узнать в краеведческом музее, что в симпатичном домике у трассы. Или просто полазить по крутым валам сложной крепостной системы.

Новомосковск. Деревянный Троицкий собор Ближе к Новомосковску выезжаем на магистральную четырёхполосную трассу – это действующая часть будущего «автобана» Днепропетровск-Харьков. Здесь тоже есть весомый повод свернуть. Преодолев разбитые дороги обширных сельских окраин, попадаем в застроенный хрущёвками центр индустриального Новомосковска. Интуитивно выруливаем к историческому центру с одноэтажными домиками первой половины прошлого века. Поворот, и… ух! Это надо видеть. Наверное, это самая большая деревянная церковь в Украине, построенная без единого гвоздя! Ну, или одна из самых больших. Огромная, девятиглавая, аж дух захватывает. Внутри – резные балки, старинные иконы и умиротворяющая атмосфера. Во дворе настоятель освящает чью-то новенькую иномарку. Очень символично. Всю площадь перед церковью занимает огромный блошиный рынок. Тут торговля, а здесь богослужение. Что-то это напоминает из Библии…

Последний отрезок пути – просто шик! Полотно идеально, разметка светится катафортами, развязки и сёла щедро освещены. Неужели, когда-нибудь такой будет вся трасса Днепропетровск-Донецк?

Днепропетровск. Здание почтамта на на пр. Маркса Ранние сумерки и туман не позволяют в полной мере оценить панораму Днепропетровска, которая должна открываться с Центрального моста при переезде с левого берега Днепра на правый. Впрочем, самые приметные элементы пейзажа здесь – современные высотки. Город относительно молодой – всего 220 лет. Планировался и строился практически на ровном месте, но изначально как губернский центр. Отсюда прямолинейная планировка улиц, широченные проспекты и бульвары, основательная архитектура в несколько этажей. Таков проспект Карла Маркса (быв. Екатерининский) – главная городская магистраль – со старыми зданиями гостиницы «Украина», домом губернатора и приземистым почтамтом, помпезными административными «сталинками» на пл. Ленина, зеркальными новостройками банков и торговых комплексов. А над крышами виднеются купола старинного Троицкого собора (1837 г.).

Днепропетровский исторический музей Впрочем, если покопаться в истории, основание города можно отнести и к более ранним – казацким временам. Этим делом увлекся столетие назад местный краевед Дмитрий Яворницкий, возглавив и превратив в настоящую сокровищницу екатеринославский исторический музей. Специально построенное для него здание скрывается за густыми деревьями в тихой и нагорной части – самом историческом сердце города (ул. Маркса, 16). Здесь нас и встречает Пашка со всем своим семейством, с которым месяц назад штурмовали Трахтемиров.

Дом-музей Яворницкого Музей однозначно рекомендуем к посещению! Перед входом – отряд «скифских баб», в современной пристройке – самая большая, но не самая впечатляющая в Украине панорама «Битва за Днепр», в основной экспозиции – копии скифского золота из кургана Острая могила. Но интереснее всего собрание, посвящённое истории украинского казачества. Яворницкий ведь был самым выдающимся «казаковедом»! Кстати, и сам Екатеринослав появился на месте запорожской крепости Кодак (почти как фотоаппарат, только ударение на втором слоге) – это чуть ниже по Днепру. За подобные изыскания учёного гнобили при царе, обвиняли в «буржуазном национализме» при советах, однако не зря именно его Репин изобразил писарем на картине «Запорожцы пишут письмо…».

Днепропетровск. Спасо-Преображенский собор К дому-музею Яворницкого (пл. Шевченко, 5) двигаемся через сквер со стройным Спасо-Преображенским собором, напоминающим шпиль Петропавловской крепости в Питере. Строительство собора, кстати, приурочили к путешествию Екатерины II по южным владениям, о чём напоминает верстовая «Екатерининская миля». Даже первоначальное название города призвано было прославлять императрицу-завоевательницу – Екатеринослав.

Потёмкинский дворец в парке им. Шевченко Входим в парк Шевченко. Здание в стиле классицизма правее – это бывший дворец Потёмкина (1786 г.), старейшее здание в городе! Светлейший князь Таврический имеет непосредственное отношение к основанию «города-сада», который задумывался как Южная столица Российской Империи. Изначально его хотели разместить в районе нынешнего Новомосковска, но потом подобрали более удобную горку на высоком берегу Днепра. Князь так и не успел пожить в своей новой резиденции – недостроенное здание долго было в запустении, потом перешло в ведение Дворянского собрания, выполняло различные хозяйственные функции, пока не превратилось в нынешний Дворец студентов.

На Монастырском острове Мимо летнего театра, оглядев окрестности со смотровой площадки, спускаемся к пешеходному мостику, ведущему на Монастырский остров. Пешеходов, правда, здесь то и дело бесцеремонно шугают снующие туда-сюда автомобили – контроля никакого.

Есть древняя легенда – на этом днепровском острове в незапамятные времена стоял византийский монастырь. Точно известно, что в 957 году, по дороге в Царьград (Константинополь), в нём пережидала бурю княгиня Ольга. Некоторые теологи полагают, что это самый северный пункт, куда дошёл с христианской миссией апостол Андрей Первозванный. Как киевлянин, я категорически не согласен с этой версией! А кто же тогда воздвигнул крест на Андреевской горке?

Монастырский остров. Николаевская церковь Память о византийских монахах увековечена деревянным крестом, на живописном гранитном мысе в последние годы сооружён православный храм. Лично мне белокаменная Николаевская церковь (1999 г.) в псевдо-византийском стиле показался вполне уместной в этом месте, хотя многие горожане считают, что она портит аутентичный пейзаж. Но ведь место-то действительно самое святое и самое, что ни на есть, историческое во всём Днепропетровске! Неужели зоопарк и детские аттракционы здесь более уместны?

С берегов Монастырского острова ещё раз окидываем взглядом городские панорамы. Слева – трубы индустриальных гигантов. Справа – насыпанная в 60-х годах уникальная 20-километровая гранитная набережная. Над ней – разнокалиберные новостройки и заброшенный железобетонный монстр гостиницы «Парус» вдали. А мы – в месте, где от чего-то тепло на душе даже в холодную и слякотную погоду. Замечательная финальная точка путешествия!

Панорама Днепровской набережной Конечно, нельзя обойти вниманием вопрос ночёвки. Днепропетровск относится к тем городам Украины (обычно промышленным), где гостиницы или очень дорогие, или очень плохие. Оптимальный вариант – комплекс «Хуторок» (Набережная Победы, 40; тел: (056) 370-6600) над Днепром рядом с центром разочаровал – за час до поселения нам отменили бронь, сославшись на технические проблемы. В возвышающемся у Центрального моста трёхзвёздочном «Днепропетровске» (Набережная Ленина, 33; тел: (056) 245-5327) приличные номера начинаются от 600 грн., а в тех, что за 280, поселяться совсем не хотелось. Ещё хуже дела обстояли в аналогичной по стоимости гостинице «Рассвет» (ул. Фучика, 30; тел: (0562) 46-0037). Но и выкладывать 500 грн. за номер в довольно респектабельной «Надежде» (Набережная Ленина, 16а; тел: (562) 778-3022) тоже не хотелось. Пришлось воспользоваться услугами по расселению в частных квартирах – благо друзья помогли с координатами.

Добавлю, что ужинали мы в отличном заведении «Яффо» на Европейском бульваре – пешеходной зоне у пл. Ленина, прозванной в народе «Новым Арбатом». Кухня заявлена как восточная, но доминируют при этом еврейские блюда (30 грн. за горячее). Также понравилась креативностью кофейня «Да Винчи» (ул. Яворницкого, 6), что прямо у входа в парк Шевченко. При ней и стильный ресторан «Чарли Чаплин». На набережной неизменной популярностью у приезжих пользуются два заведения: сказочный «Золотой петушок» (наб. Ленина, 37-д) и традиционный «Поплавок» (наб. Ленина, 7). Ну и нельзя не упомянуть ещё одну днепропетровскую достопримечательность – комплекс отдыха «Барталамео» (наб. Победы 9-Б; тел: (0562) 33-73-32). В этот недешёвый и невероятно стильный клуб в парковой зоне над Днепром обязательно возят иностранных туристов, а люмпен точит зубы на отдыхающую здесь «золотую молодёжь». О ценах на проживание даже не спрашивайте…

Обратный маршрут рекомендуем проложить через славящуюся шитьём и росписями Петриковку, где есть музей народно-прикладного искусства, а также Китайгород – здесь три казацкие церкви и остатки Китайгородской крепости (1667 г.), которая входила в состав упоминавшейся выше Украинской линии. Если ехать летом, можно всё успеть засветло. Короче, практически готовый маршрут для выездного слёта Украинского клуба автотуристов!


[На главную]