[На главную]

Автопутешествие по Хорватии 2006: Дубровник-Ровинь


Андрей Боднар
Сентябрь, 2004 г.

Наш путь начался Дубровнике, в южной части страны, пролегал через всю срединную часть страны - Далмацию, преодолев горный перевал, мы достигли Истрии. Полуостров,«северная» часть государства, граничит с Италией. Мы провели в пути семь суток, преодолев более 2000 километров.

"Тот, кто ищет рай на земле, должен посетить Дубровник". Слегка перефразируя классика ирландской литературы Б.Шоу, мы бы добавили от себя, и Хорватию в целом.

Постараемся не утомлять вас общедоступной информацией, которую можно почерпнуть в Интернете. Лишь краткие личностные ощущения и свои определения городов. Как нам кажется, у нас получилось выразить словами наши ощущения, и тем самым ухватить их сущности. С нашей точки зрения всё, что мы видели, города и национальные парки, просто MUST для посещения. Мы приводим местные цены, в национальной валюте –КУНе, считать будет очень легко, поскольку 1 гривня практически равняется 1 куне. Сделаем акцент на информативности и том, что полезно для автопутешественника.

Ареда автомобиля, парковка, бензин

Мы арендовали на неделю Toyota Yaris, 2006 г. Стоит 50 EURO в сутки. Никаких дополнительных платежей мы не делали. Подогнали её нам с полным баком, в таком же состоянии мы должны были вернуть автомобиль. Мы заправляли машину бензином марки Euro Super 95. Стоит один литр 1,15 EURO.

Что касается парковок в Хорватии, запарковаться сразу же не получится. Всё плотненько. Обычно нужно было сделать несколько кругов по кварталам, чтобы найти щель для машины. За паркинг в городах мы не платили ни разу. За место на организованной стоянке возле национальных парков платили по тарифу. В среднем 1 USD за 1 час.

Где остановиться на ночлег

На всём нашем пути по Хорватии наш взгляд встречал таблички на домах/возле домов с надписями- SOBE-ROOMS-ZIMMER-APARTMANI. Последнее слово пишется именно так, не путать с английским. Хотя смысл тот же. Сдаются комнаты.

Каждый день, на протяжении недели мы ночевали в разных городах. И вот какой самый главный вывод сделали для себя и надеюсь для других. Если вы сможете самостоятельно решить вопрос с визой и билетами на самолёт- без посредников, без оглядки, смело рушайте в Хорватию.

Мы всегда с первого захода, наобум, находили место для ночлега. Более того, мы выбирали ближайший дом к морю, sea view. Мы ни разу не столкнулись с тем, что нет мест. Всегда были свободные комнаты. Если кухня одна а комнат две или три, мы ни разу не пересекались с соседями. Их попросту не было. И это всё в самый high season в самых культовых местах массового туристического отдыха.

Ночлег для двоих, без питания, обойдётся в 30 EURO. Сравните с ценами туристических агентств. Но главное! Вы останавливаетесь там, где ваша душа пожелает. И ровно столько времени, сколько вы сами определяете для себя, до того момента пока не захочется новых, иных впечатлений. Вчера в Далмации, завтра в Истрии…

Условия, которые предлагаются частными хозяевами, положа руку на сердце, мало чем отличаются от мини-отелей. Опрятная комната, двуспальная кровать, чистое бельё, душевая кабина, возможность пользоваться кухней, где есть полный комплект посуды, плита, чайник, холодильник. Очень важно – везде предусмотрено место для парковки, и за паркинг дополнительную оплату не берут.

Рестораны и еда

Обед/ужин в Хорватии, большое основное блюдо + салат, обойдётся в 65-70 кун на человека. Бокал местного пива +15 кун. Завтрак. Не знаю уж по каким причинам, но омлет из двух-трёх яиц стоит на всей территории 25 кун. Меньше цены не встречали. Чашка кофе 1 USD.

Хорватская кухня является типичной средиземноморской кухней с обилием морепродуктов. Плескавица (котлета из рубленного мяса) и чевапчичи, знакомые многим по полкам супермаркетов, заполняют нишу мясных продуктов. Порции большие.

Дороги

Дороги в Хорватии хорошие, европейского качества. Идеальное асфальтовое покрытие, чёткая разметка, уместные дорожные знаки, осмысленные развязки. Ничего лишнего. Всё разумно и понятно. Заблудиться сложно.

На всём протяжении пути полицейских видели несколько раз. В основном, своим присутствием они напоминали о том, что они есть и что стоит соблюдать правила движения, принятые в стране. В одном из случаев, по старой славянской привычке, полицейский сидел в засаде с «фарой».

Правила передвижения на автомобиле жёсткие, но совершенно оправданные. Иными они быть не могут в стране, где основная дорога вдоль побережья «серпантин». Дорога узкая, двухполосная. Обгон возможен лишь на развязках или отдельных участках дорог. В основном автомобили двигаются пелетонами во главе с «лидером». Иногда это грузовик, иногда немецкий пенсионер, свято следующий всем наставлениям дорожных знаков. Благо, попадаются развязки, на которых можно преодолеть медленных попутчиков. Если, не дай Бог, что-то случается, всё побережье стоит в пробке.

Скоростной режим: в населённых пунктах – 50 км/ч, за городом – 80 км/ч, скоростная дорога – 100 км/ч, на автобане – 130 км/ч.

Автобан и Тоннели

Сплит-Пула и Сплит-Загреб. За качество дороги нужно платить. Оплата зависит от выбранного расстояния. Так мы, заплатили 138 кун за участок от Пулы до Сплита, это около 400 км.

Если вы думаете, что хорватский автобан - это прямые четыре полосы (Киев-Одесса), вы ошибаетесь. Первая неожиданность происходит, когда автобан переходит в «дорогу первой категории», сужается до двух полос, соответственно происходит замедление движения до 100-90 км/ч. Такие переходы постоянны на протяжении всего автобана.

Тоннели были второй неожиданностью. Длинные (более 6 км), гудящие, хорошо освещённые, оснащённые всеми необходимыми световыми знаками, депрессивные. Именно в Хорватии становится понятен смысл выражения о свете в конце тоннеля. Тоннели гасят скорость до 60-70 км/ч.

Тоннели очень часто являются причиной массовых пробок, это была самая неприятная неожиданность. На обратном пути из Истрии в Сплит мы попали в гигантскую 17-и километровую пробку, по сравнению с которой меркнут все московские запруды. Проехали, промучили её за три часа. Пока плелись, слушали местное радио, которое каждые пол часа давало мониторинг дорог и заторов по всей территории страны на местном и европейских языках. Наша пробка была всего лишь одной из 8 массовых заторов. Из чего мы сделали вывод, что подобные явления в Хорватии носят системный характер. Если бы мы торопились на самолёт в Сплит, мы бы точно «пролетели». Учитывайте этот force majeure.

Ночной автобан был последней неожиданностью. Днём, когда всё очевидно, передвигаться легко. С наступлением сумерек и ночи всё меняется. Автобан часто сужается в двуполосную дорогу, либо переходит в тоннели. Светоотражающая разметка подсказывает про это водителю. Более того, умная разметка говорит и подмигивает тебе, что дорога наооборот снова расширяется. И так раз семь. На восьмой раз ты начинаешь теряться в пространстве от бесконечных сужений-расширений, и, самое ужасное, начинаешь терять свою полосу движения.

Очень неприятное ощущение оказаться на встречке. После этого мы решили не торопиться и не искушать судьбу. Свернув в первый подвернувшийся съезд с автобана, мы остановились на ночлег в горах. Наш совет - не рискуйте напрасно, не выезжайте на ночной автобан.

Города и национальные парки Хорватии

Мы расположим хорватские города в хронологической последовательности нашего передвижения по стране.

Дубровник. Мы начали с Дубровника, следуя словам великого ирландца. Нам не повезло, в раю был Ад. Жаренное солнце. На солнце было свыше 50 градусов тепла. Кривые улочки давали спасительную тень, но ненадолго. Хотелось одного - забраться в городской фонтан и пить воду со льдом. Дубровник - живой. Из города не сделали «мёртвый город» для туристов. Он обитаем, в нём живут люди. Они ведут свою размеренную, неспешную, южную жизнь, сушат бельё (образы Молдаванки), водят детей в школу, ужинают в двориках, и равнодушны к любопытным взглядам туристов. Мы для них - что-то вроде неотъемлемой части их жизни, каждый день новые тысячи глаз всматриваются в их дома, окна, норовя ничего не упустить, вторжение в их частную жизнь, уединённость, они принимают стоически, как нечто неизбежное, неотвратимое, как данность, как плата за жизнь в Раю. Когда вы поднимитесь на высшую точку обозрения города, на крепостную башню, перед вами открывается море черепичных крыш. Весь спектр Yellow: от нежно кремового до охры. Там есть черепичные крыши на любой вкус, и там на одной из них просто должен жить Карлсон. По крайней мере, хотя бы летом, когда он в отпуске и не спасает Малыша от одиночества. Не знаю, бывал ли в Дубровнике режиссёр мультфильма «Малыш и Карлсон». Если был, тогда понятно, какой город вдохновил его нарисовать Город, в котором живёт Карлсон.

Омиш – бывшая пиратская столица, ныне небольшой городок на пути из Дубровника в Сплит. Пираты правили в нём более 500 лет. Нехитрая, пиратская городская инфраструктура - банк, церковь, бордель. Ничего лишнего. Даже сейчас видно, что всё было «заточено» под пиратскую жизнь, когда нужно было свернуть дело за 30 минут и бежать из города.

Сплит – город Диоклетиана. Жемчужина города- дворец Диоклетиана, город его оправа. Чёрно-белый, он вплетён, инсталлирован в город. Есть его часть, его смысл и тайна. У дворца снесена крыша, в прямом смысле слова, вверху небо, которому 2000 лет.

Солин – город-спутник Сплита, расположен прямо на выезде из него. Найдите время побродить по археологическим раскопкам, развалинам раннего христианского поселения и алее реконструированного древнеримского сада. Не знаю почему, но время там замедляет свой бег. Там нет суеты, всё, что должно было случиться , уже произошло.

Клис – крепость между Горами и Небом - расположена на выезде из Сплита в сторону Загреба. Мы натолкнулись на крепость случайно, просто увидели её, сбившись с пути. Это крепость, это не замок. Всё функционально, строго, никаких излишеств. Главная задача - защищать Сплит. Цепляют воображение огромные, крепостные стены, уходящие в небо. Неприступное оборонительное сооружение. Такую крепость можно взять только при помощи предательства, либо научно-технического прогресса. Немецкие бомбардировщики во время второй мировой. Мы лазали по крепости два часа, остались бы ещё, но ливень разогнал наши планы.

Трогир – раздвижной мост, соединяет Город и остров. Набережная с пальмами и невысокими, белыми зданиями с колоннами, южный, классический, колониальный стиль. Город Сомерсета Моэма. Исторический центр городка, вымощен белыми каменными плитами, которые травлены солнцем и ветром, отполированы тысячами ног и лет. Невероятно обаятельный город.

Шибенник – был нашим первым опытом вечернего города. Фонари, средневековые кривые улочки вечернего города. Ни с чем несравнимое ощущение. Просто бродить и вкушать бытиё. Вкусили мы в местном ресторанчике, замечательный плов с морепродуктами первой свежести. Вдоль всего побережья видны фермы по разведению устриц и мидий.

Примоштен – город-остров, город Мечта. Срывает крышу сразу же. Город-Сноб. Но в нём хочется остаться. Остров окружён бухтами, в которых вода содержит все оттенки зелёного, переходящего в лазурный. Невооружённым глазом мы насчитали не менее 10 оттенков и цветов. Дома на острове, а-ля Венеция, сделав несколько шагов, по ступеням спускаешься в море.

Национальный парк КРКА. Почти РККА. По правде говоря, если вы планируете посетить Плитвицкие озёра, вы можете смело пропустить посещение парка.

Национальный парк «Плитвицкие озёра». Неисчерпаемый природный ресурс. Образец туристического производства. Мощный тягач «Mersedes» тащит в гору вереницу прицепов с тремя сотнями туристов. И так каждые пятнадцать минут. На протяжении всего маршрута тысячи туристов, растянувшиеся вдоль берегов озёр, следуют по строго проложенным тропам, как по вехам. Из находок, что очень понравилось. Деревянные сходни настелены над водой и водопадами. Ты почти ходишь по воде. Без чуда. Очумелые, одомашненные форели, кормятся с рук. Но даже Индустрия, не затмевает нечеловеческой красоты и чистоты озёр.

Пула – город Амфитеатра. Чаша-Амфитеатр. Точнее осколки чаши, великой Империи, которые невозможно склеить. Неподалёку от Амфитеатра, застывший в бронзе Джеймс Джойс, автор «Улисса» пьёт чашечку кофе.

Ровинь – город-остров, приветливый, романтичный, без снобизма, который ощушается в Примоштене. Мы забрались на вершину острова, где стоит Собор. Возле него небольшое, местное кладбище. Полный жизненный цикл. Самодостаточный город. Город в котором Жюль Верн, своим воображением, поселил капитана Немо.

Что привезти из Хорватии?

Честно говоря, ничего путного мы не присмотрели. Выбрали далматинский Prshut, он же знакомый многим итальянский Prоshutо. Не советуем покупать цельный кусок. Покупайте только слайсы. Мысль о том, что наш человек сможет нарезать кусок свинины, в данном случае, не работает.

Слова без гласных

Не знаю, как правильно называется язык в Хорватии. В советское время нас приучали к мысли о нерушимом сербско-хорватском, похоже на русско-украинский.

Хорватский язык, как и другие южнославянские языки, глотает гласные буквы. Так появляются на свет герцог КРК из города ТРСТ.

Пляжи и побережье

Всё побережье Хорватии защищено островами. Их более 1500. Благодаря островам море очень спокойное. Почти не бывает шторма. Лучшие пляжи начинаются в и заканчиваются в Далмации. Хотя даже в Далмации мы бы не назвали пляжную гальку дружелюбной. Всё побережье вверх от Далмации до границы с Италией каменисто. Для того, чтобы зайти в море, лучше купить специальные тапки на прочной подошве.

Мы бы рекомендовали пляжи вокруг Брелы. Это средняя Далмация. Не зря там развеваются синие флаги Юнеско. А один из пляжей, по одной из версий признан самым красивым и чистым в Европе.

Безопасность

По нашим личностным ощущениям, совершенно безопасная для пребывания страна.

Недостатки Хорватии

Основной недостаток – отсутствие толковой информации по стране.

[На главную]