[На главную]

"За двумя зайцАми" или майские зарисовки


Лана
Май, 2005 г.

Утро хмурилось, казалось в любой момент начнется сильный холодный дождь....Идти или не идти? Вот такой вопрос мучал с утра четырех киевлянок, которые за 2 недели до того, договорились полюбоваться Подолом и закрепить виртуальное знакомство еще раз...

Итак, жребий брошен. Решительные дамы, вооружившись зонтиками и теплой одежкой, с разных сторон Киева едут на встречу. Оля с Оболони, Маша с Дарницы, Лариса с Соломенки, Света с дачи на Осокорках!

А место встречи далеко не случайно! Древняя улица Хоревая! А рядом знаменитая Контрактовая площадь, всем известный Житний рынок. Это одна из альф Подола! Встретившись практически одновременно (я на пару минут опоздала), начинаем с осмотра комплекса Свято-Вознесенского Флоровского женского монастыря.

История. Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). По документам известен с 1566 г. В 1711 г. по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь, находившийся напротив Св. врат Лавры (ныне на этом месте бывший арсенал Киево-Печерской крепости). Вознесенский собор освящен в 1732 г. Остальные храмы (Воскресенский, Казанский, трапезный Тихвинский и кладбищенский Свято-Троицкий), келейные корпуса и др. здания устроены в XIX в. (после опустошительного пожара 1811 г.). До 1920-х годов в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери.

В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1934 г. был разрушен храм Св. Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения Укрреставрация) и много келейных корпусов.

В настоящее время в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).

Дальше, по еще одной из древних лиц Киева Притисско-Никольской (название как песня!), мы вышли на Контрактовую площадь и полюбовались восстановленным Собором Успения Богородицы Пирогощи (а он был построен в 12м веке!) История. Древнейшее здание упомянутого храма, прожившего очень непростой век, возводилось в 1131—1136 годах. Дерзкая затея (а это была весьма дорогостоящая акция) осуществлялась при участии сына Владимира Мономаха — Мстислава. Строительство завершилось позже, при княжении еще одного сына великого князя — Ярополка. Церковь Успения Богородицы сильно пострадала во время набега хана Менгли-Гирея в 1482 году. Позднее Подольская Успенская церковь, в годы, когда захваченная униатами София не могла выполнять функции главного православного храма Киева, стала, по сути, городским кафедральным собором. В 1613—1614 годах изрядно обветшавшая церковь подверглась перестройке, которую осуществил итальянский архитектор Себастиано Брачи. Зодчий придал ей формы ренессанса, дополнил архитектурный комплекс основного здания сразу четырьмя куполами. Усилиями Ивана Григоровича-Барского в 1770 году сооружение приобрело черты украинского барокко, что, по свидетельству современников, выгодно выделяло его среди собратьев. В начале XIX века киевский городской архитектор Андрей Иванович Меленский заменил пять куполов храма одним, чем вписал его архитектуру в исповедуемую им концепцию классицизма. Возможно, на такое архитектурное решение подвигло зодчего и то, что после одного из опустошительных пожаров, когда даже плавились колокола, средств на кропотливую и дорогостоящую реконструкцию не было. Приходилось довольствоваться малым. В 1835 году, ровно за сто лет до трагической гибели церкви, взамен разобранной деревянной колокольни появилась пристроенная к основному объему здания каменная. Сорок лет спустя вследствие просадки грунта стены дали трещины. Спасло сооружение своевременное вмешательство чиновников Церковно-строительного присутствия при Губернском управлении и, соответственно, выделение значительных средств на "устранение неполадок".

Пожары не раз тревожили храм. Он горел в 1611 году (поговаривали, что поджог устроили иезуиты), весной 1718-го, в 1808 году и, естественно, во время знаменитого пожара 1811 года. Поскольку сооружение было каменным, огонь не мог разрушить его до фундамента, что позволяло быстро восстановить утраченное. Даже после страшного июньского пожара 1811 года, когда практически выгорел весь Подол (густой дым доходил до Нежина), а здания Магистрата и Богородичной церкви пострадали так, что остались лишь каменные стены, киевляне решительно принялись за восстановление своей духовной святыни, жертвуя на святое дело порой последние медяки.

С церковью Богородицы Пирогощей связано и событие общегосударственной важности. В январе 1654 года здесь приводились к присяге на верность русскому царю подольские мещане, городское казачество и многочисленные гости, прибывшие на торжества. Этим еще раз подтверждается, что долгие годы храм оставался главным оплотом православия "Матери городов русских".

Несколько строк о благотворительной деятельности храма. В разные годы своим коштом Подольская церковь Успения Богородицы содержала сиротский приют, больницу для неимущих (слово "бедные", чтобы не оскорблять обездоленных, запрещалось употреблять), приходскую школу... Был период, когда в ее стенах нашел временное пристанище городской архив.

Среди святынь Богородицы Пирогощей верующих притягивал привезенный некогда из Константинополя образ Богоматери, который, как полагали ученые, до этого находился в тамошней башне-пиргосе. По-гречески прилагательное "пирготисс" означает "башенный". Возможно, именно от этого слова и прижилось применительно к церкви слово "Пирогощая".

Существует, правда, и мнение, что приставку к имени Подольская Успенская церковь получила от некоего мифического купца по имени Пирогость. Как бы там ни было, но в жизни торгового и ремесленного Подола церковь Успения Богородицы Пирогощей играла значительную роль. Считается, что именно она в древнейшее время объединяла зажиточный посадский люд этой части города, ибо находилась на центральной площади Киево-Подола, в месте, где сходились пути-дороги зажиточной части населения. Исследователи полагают, что Пирогощая являлась церковью купцов, торгующих зерном. Согласно одному из Универсалов гетмана Самойловича, принятом еще в 1672 году, церкви Богородицы на Подоле "дозволялось брать меру или деньгу за меру зернового хлеба, который доставлялся для продажи на местном рынке". С именем этой церкви связан и очень старый пассаж древнерусской летописи: "Едет Игорь по Боричеву, ко святей Богородице Пирогощей". Наверняка, князь, возвращающийся из половецкого плена, не случайно направлялся в сей храм. Быть может, свершал это он в благодарность за участие богатой купеческой прослойки тогдашнего киевского общества в деле выкупа из неволи князя и его дружины... Ревнители старины, отважившись на восстановление святыни, решили, наплевав на то, что к ХХ веку Пирогощая была составной частью сложившегося в классическом стиле архитектурного ансамбля центральной части Подола, восстановить ее в древнерусском стиле, опираясь лишь на данные обмеров первоначальных фундаментов. Результатом и стало возведение павильона, ибо кто ж видел, а главное, запечатлел для нас, грешных, как выглядела церковь в то далекое время?

Была в истории церкви Успения Богородицы Пирогощей и вовсе черная страница. В 1933 году, когда ежедневно на улицах Киева умирали от голода тысячи человек, ослабевших от хронического недоедания людей службы коммунхоза (горочистки (!) переносили в мрачный и сырой храм, где бедняги вскоре погибали. Далее их тела тайно вывозили по ночам и сбрасывали в безымянные братские могилы. Возможно, это обстоятельство повлияло на то, чтобы вскоре (в 1935 году) разобрать храм и стереть его с лица нашего многострадального города, ведь, по сути, даже формального повода к уничтожению этого культового объекта (вроде реконструкции площади) не было. Храм не "мешал движению трамваев", не стоял на пути важнейших правительственных дорог, не проводил антисоветскую пропаганду и т. п.

Отстроенная не так давно, но по "преданьям старины глубокой", церковь Успения Богородицы Пирогощей на Подоле является одной из доминант Контрактовой площади и прилегающих к ней улиц. Правда, смотрится она "на тлі" воссозданного в стиле классицизма Гостиного двора, любовно отреставрированного Контрактового дома и других объектов эпохи промышленного капитализма "не очень". Скорее, напоминает эдакую подделку чего-то.

Наш же путь пролегал дальше, но дабы не уподобляться всем туристам, мы пошли на нашу цель -Андреевский спуск другим путем! А именно, по еще одной исторической улице Покровской , где также увидели интересные церковные строения. С одной стороны Церковь Николая Доброго (к сожалению закрытая), а с другой стороны Покровская церковь. О них рассказывать не буду, так как впереди наша главная цель!

Поднявшись по ступенькам на Боричев ток (и обсудив красоту чуть ли не каждого домика, который мы увидели-ой, я бы хотела здесь жить...или здесь...или вот!!!) мы вышли на Андреевский спуск! О нем много сказано. О нем знают далеко за пределами Киева.

Все гости обязательно стремятся побывать на нем и купит на память о Киеве хоть какой-нибудь сувенир! И конечно же, именно здесь это сделать и легко и трудно одновременно! Легко- потому что выбор огромный! Сложно –потому что сразу может понравится очень много чего!) Здесь можно найти и картины, и вышиванки, и мелкий антиквариант, и глиняные изделия, и ювелирные.....

Андреевский спуск - одна из древнейших киевских улиц. Во времена Киевской Руси это был кратчайший путь от Верхнего города до Подола, Нижнего города, где жили ремесленники и купцы. Эта крутая извилистая улица - традиционное место проведения концертов, фестивалей искусств, Дней Киева.

Почти каждый дом Андреевского спуска - это История. В доме № 13 по Андреевскому спуску расположен Дом-музей известного русского писателя Михаила Булгакова, жившего здесь в 1906-16 и 1918-19 гг. Рядом, в № 15 -дом интересной архитектуры, известный среди киевлян как "Замок Ричарда"(1902). Сейчас это здание, стилизованное под старинный замок, переоборудуется под гостиницу одной украинско-американской фирмой. Справа от "Замка Ричарда" крутые железные ступени выведут Вас к смотровой площадке, откуда отлично видно Подол, Днепр и мосты через него, а также ново стройки левого берега.

И наконец-то!!!!!!!!

Своими изящными очертаниями чётко выделяясь на фоне нежно-голубого неба, в начале Андреевского спуска стоит Андреевская церковь. Сооружённый в 1754 г. по проекту итальянского архитектора Бартоломео Растрелли, этот храм является одним из немногих старых киевских строений, дошедших до нас в первозданном виде. Кажется, будто он парит в воздухе. Построен на месте, где, по преданию, воздвиг крест апостол Андрей, который проповедовал в Киевской Руси. Церковь была заложена в 1744 г. в ознаменование приезда в Киев императрицы Елизаветы Петровны. Вокруг собора тянется живописная терраса. Рассказывают, что окрестности Андреевской церкви были излюбленным местом прогулок Н.В. Гоголя.

А где увидеть Подол целиком? Конечно же с обзорной площадки возле Исторического музея! Позади музея находится смотровая аллея, откуда открывается захватывающая дух панорама на киевский Нижний город – Подол.

На самом холме, а точнее на высокой горе Детинке, раньше стояла церковь Богородицы, известная также как Десятинная (отсюда и название улицы рядом проходящей- Десятинная). Церковь стояла когда-то в конце этой короткой улицы и была первой каменной церковью Киевской Руси. По преданию, князь Владимир Святославич выделил для постройки и содержания церкви одну десятую часть своих доходов. Разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г. Ныне от неё уцелели лишь остатки фундамента. Там же можно увидеть несколько камней-все что осталось от Княжего терема тех времен! Скромно люди жили....им гектары не нужны были!))))

Уффффффффффф!

Наши ноженьки устали, наши глазоньки устали! А где же перекусить и отдохнуть? Мы для себя выбрали ресторан «За двумя зайцами». Сразу отмечу-место для туристов! На входе вас встретит высокий швейцар в генеральской форме и вежливо откроет дверь! Правда, не рассчитывайте на эту же любезность на выходе!)))).

Нас встретил администратор и провел на заранее заказанные места в Купеческом зале (есть еще Охотничий зал с лавками). Нам помогли снять верхнюю одежду (опять же после расчета одевались сами!). Выбранные нами блюда смотрите в фоторепортаже Оли! Все было очень вкусно, кофе одно из лучших, что я пробовала! Но опять-таки без ложки дегтя не обошлось! Официант все время спрашивал -вкусно? Вам нравиться? А когда принес счет, то этак миленько заявил, что обслуживание в счет не включено и если вам понравилось, то пожалуйста.....У нас наверно шок до сих пор!

После ресторана, мы пошли обратно по Андреевскому спуску вниз. Однако, чтобы не повторяться на середине спуска слева есть небольшая улочка Фроловская, вот по ней мы ленивенько, вальяжненько и спустились на Контрактовую площадь.

На площади слева мы обошли Гостиный двор, где сейчас расположено несколько магазинов и кафе. Построен в 1809 г. по проекту архитектора А.И.Руска. Рядом с ним находится фонтан "Самсон", сооруженный в 1749 г. знаменитым украинским архитектором И.Г.Григоровичем-Барским. С фонтаном этим связано много легенд. Согласно одной из них - тот, кто напьётся "самсоновой воды", останется жить в Киеве! Сбоку на площади находится Контрактовый дом, который и дал имя всей площади. Он был построен в 1817 г. именно как место для заключения торговых сделок. Там же в сквере стоит памятник Сковороде, а перед ним корпуса бывшей Киевской академии, первой высшей школы в Украине и во всей Восточной Европе. Основанная в 1632 г. под сводами ныне не существующего Братского монастыря, вначале она называлась Киево-Могилянская коллегия, поскольку выдающуюся роль в её основании сыграл киевский архимандрит, а затем митрополит Пётр Могила. Затем, в 1701 г., Пётр I преобразовал коллегию в академию, которая вскоре стала одним из самых крупных и престижных высших учебных заведений во всем славянском мире. В Киевской академии, среди многих других выдающихся деятелей науки, культуры и политики, учились М.Ломоносов, Г.Сковорода, И.Григорович-Барский, А. Милорадович. В настоящее время в здании академии находится не менее престижный университет "Киево-Могилянская академия".

И наконец, мы возвращаемся на улицу Хоревую (где сиротливо меня ждала машина). Прямо на пересечении этой улицы с улицей Константиновской находится белый двухэтажный дом. В этом особняке, построенном в 17 в., в 1706-07 г.г. останавливался царь Пётр I. Дом закрыт для посетителей.

Подходим к машине, разбираем вещи....Поцелуи, слезки...и ...увы, но дальше разъезжаемся.... Впереди новые встречи, новые удивительные места нашего красивого и любимого города!

[На главную]