[На главную]

Зимняя Финляндия


MANгуст
Февраль, 2007 г.

Время в дороге: 1-11 февраля 2007
Приблизтельный маршрут: Киев-Чернигов-Новые Ярыловичи - (Беларусь)Гомель-Могилев-Витебск- (Россия)Невель-Остер-Псков-Санкт-Петербург-Выборр-(Финляндия)Иматра-Вуокатти-Рованиеми-Вуокатти-Иматра - тот же маршрут обратно.
Общий километраж: 5087 км

Идея пришла сама собой. Захотелось отметить день рождения не дома, увидеть северное сияние, посмотреть настоящую финскую зиму со снегом, пофотографировать оленей, сфотографироваться с Санта-Клаусом, принять финскую сауну. Много из этого удалось сделать, кое-что нет, но мы не жалеем. Это были отличные десять дней! С собой- карты, штатив, фотоаппараты, финская мобильная карточка, купленная полгода назад, еда, вещи, DVD- портативный, работающий от прикуривателя (штука, лучше чем музыка), заправка бензином и газом и в путь !


День первый

Выехали 1 февраля в 18-00. в принципе, благополучно прошли границу с Белоруссией, уплатили пошлину в пять долларов за пользование их дорогами (это того стоит, если честно). Беларусская таможня нечищеная от снега, бедные фуры по полчаса буксуют, на это все флегматично смотрять таможенники. Мы сначала испугались, что такие же дороги в Беларуси, но все было хорошо. По Белоруссии сказать особо нечего. Пройдена эта трасса не один раз. Равномерно хорошая дорога и даже почищена от снега. Заправились в Могилеве газом , принимают кредитки и доллары. К утру были на Русско-Белорусской границе.

Этот дурдом попробую описать подробно. Заполнить декларацию, чего и сколько везешь, уплатить за составление декларации, оформить временный ввоз машины в Россию, уплатить за составление ввоза. Страховка по России (гринкарта не подходит). Таможенный контроль , паспортный контроль. Каких-нибудь полтора часика в очередях и мы вкатываемся в Россию. Что примечательно – нас встречает первый населенный пункт с названием «Лобок», это оказалось правдой, потому что дальше был полный …….

Под любимые фильмы на дисках, которые мне можно было и не смотреть, достаточно просто слушать, мы неспеша ехали в направлении Пскова, где у нас забронирован номер во вполне приличной (именно внутри) гостинице «Транзит».

Пробег -950 км

За 900 русских рублей мы отлично отдохнули, проспав практически 15 часов и утром покушали. Послушали российские «незавуалированные» новости, мы двинулись на Питер.


День второй

Дальше Пскова по Е-95 мы еще не ездили, да и дорога не позволяла ехать быстрее, чем 80. ну, ничего, едем. Кое-как пытались обгонять, вроде получалось. Очень напрягала жижа на дороге высотой 10-15 см, из-за которой приходилось постоянно подруливать. На одном из обгонов я черезчур резко пытаюсь встроиться в свою полосу и машину несет. Мои попытки выровнять машину, чтобы не въехать во встречника кончаются плачевно. Машина теряет управление и вылетает с дороги. Очнулись в канаве. Открываю дверь, выхожу и проваливаюсь по пояс в снег. Выбираюсь, обхожу машину со всех сторон – ни царапины! Проезжают машины, которые я обогнал, никто не остановился. Естественно! У меня же номера украинские! Машина зависла на переднем и заднем бампере через придорожную канаву. Сзади поле, впереди дорога. Нас развернуло на 360 градусов, подняв нехилый столб из снега на скорости 80. оценив ситуацию понимаем, что своими силами не выбраться. Останавливаем первый грузовик с кирпичом. Белорус (спасибо ему огромное) без проблем цепляет трос и пытается нас тянуть. Я уже попрощался с передним бампером, но машина сдвинулась с места и поползла в сторону проезжей части. После шести перевязываний оборванного троса, злой белорус снимает с машины очень короткий но не менее злой стальной трос. Подъезжает очень близко ланосу, цепляемся и за 2 минуты машина стоит на дороге. Отблагодарив материально белоруса, едем до самого Питера со скоростью 60, не больше. Испуг пришел через километров 20 от нашего места происшествия под деревней «Заплюссье». Решаем остановиться и переодеться в чистое и сухое. Осмотр машины показал, что оборвано крепление заднего бампера возле глушителя. Я считаю что нам просто фантастически повезло. Последствия могли быть куда печальнее. Доползаем до Питера. Только здесь у нас потихоньку развязываются языки. Не понравился город. По крайней мере то, что мы видели. Сыро, слякоть, разметки на дорогах нет. Немного лучше у них с указателями. За полтора часа проехали весь город (почему вокруг такого города нет окружной – непонятно) и выехали на трассу, ведущую на Выборг. Нам надо было показаться в этом городе, так как здесь есть газ. Наш газ, которым мы заправились в Пскове уже на исходе. Есть еще бензин с Украины, но он нам пригодится в Финке. Очень быстро находим искомую заправку и рулим дальше в направлении государственной границы. Погранпереход «Брусничное». Очень неплохой как для русских. Все красиво, все освещается. Персонал очень предупредительный, почему-то одни женщины. Проходим границу за 15 минут и мы в Финке! Достаем атлас Финляндии (классный) и ищем нашу дорогу с Лапеенранты в Иматру. Там нас ждет наш номер и персонал, который говорит по-русски. Именно в этом и оказалась наша проблема. Нашли наш отель и офигели. Наш номер отдан. Есть еще один одноместный номер, который тетка на рецепции (бывшая русская) смело называет полуторным. Цена 60 евро. Приходится соглашаться, хотя после такого трудного дня хочется просто дать в морду этой специфичной тетке. Номер неуютный, маленький и краны советские. Но включенный телик и финский язык по каналу «YLE» ласкает слух и поднимает настроение. Выпиваем за дорогой утренний урок, рассматриваем по атласу дорогу, по которой нам завтра проехать 450 км до забронированного нами коттеджа в Вуокатти и валимся спать

Пробег около 500 км, самый тяжелый


День третий.

Солнышко встретило нас на улице. Шведский стол – неотъемлимая часть финских отелей (даже с русской рецепцией). В отеле одни русские, по телику в столовой идет ОРТ. Ну да ладно нам тут еще 15 минут. Заводимся, поехали по магистрали номер 6 в направлении Вуокатти – лыжного курорта Финляндии. Дорога отличная. Каждые 20- 30 километров неспеша объезжаем снегоочистители, которые на скорости 80 выбрасывают за отбойники еле заметную на асфальте полоску снега. Вот бы вас на псковскую дорогу ! Где-то посередине нашего пути останавливаемся на так называемой заправке, которая в себя включает скромно заправку, столовую по системе «шведский стол», в которой за 7 евро можно взять себе все что есть и сколько хочешь, а потом еще подходить и подходить, маленький маркет и еще целую инфрастуктуру. Причина остановки проста. Я полгода ждал, когда я смогу себе купить литровый пакет грушевого сока. Он у них без мякоти и очень вкусный. За 0.69 евро я получаю невиданную радость. Я просто счастлив. Пока докуриваю сигарету, подъезжают на снегоходах три бравых парня и идут в «столовку». Мы еще летом заметили здесь обилие рокеров, видно зимой они преодолевают ломку на снегу. После обеда мы находим в деревне Вуокатти снежный туннель, в котором нам дают наши ключи от коттеджа и напечатанную на принтере своеобразную карту деревушки, в которой наш домик обведен и нарисовано, как к нему доехать. Что сказать про Вуокатти ! места просто супер, практически Карпаты. Только уровень быта, чистота и много снега, который на обуви не остается. Смотрим на градусник – минус 20. снег хрустит, как в детстве. Очень красиво. Находим наш домик. Машина в 5 метрах. Заходим внутрь – красота! Одна большая комната, в которой уместилась и спальня и кухня. Все сделано очень красиво. Имеем музыкальный центр, который сразу настраиваем на финскую музыку (красивый язык), телевизор, ДВД, видеомагнитофон и классную широкую мягкую кровать. Постельное белье мы привезли с собой, так порекомендовали сами хозяева, чтобы немного сэкономить. Немного – это 16 евро в день. Кухня – это полный набор посуды, кофеварка, микроволновка, чайник. Чай, кофе и сахар уже поставлены хозяевами. Санузел – как обычно плюс сауна. Сауна сразу растапливается, чтобы с классным пивом «Lapin culta» оттянуться после легенького мороза. День подходит к концу. Завтра у нас здесь еще целый день. Попробуем покататься на лыжах.

Пробег 500 км


День четвертый.

В принципе – ничего особенного. Съездили также в местный облцентр Каяни. Очень понравился городок. Не больше Вишневого, но на такой город 4 обычных маркета и 3 супермаркета. Мелкие городки типа польских нас очень радуют. Нет многоэтажек, на улице никакой спешки и суеты. В одном из магазинов к нам пристает один финн

- вы откуда ?- по-английски

- Киев.

- а, Россия?

-нет, это Украина, ОТДЕЛЬНОЕ государство.

-как вам наши морозы?, спрыгивает с политики финн

-прохладно, говорим.- минус 20 впечатляет

-минус 20 это еще не то, вот минус 40 это уже зима

пожелав друг другу «бай» , мы идем по своим делам. Возвращаемся в свою маленькую деревушку. Идем на лыжный спуск. Все подъемники работают без перебоев. Спуски и трассы для беговых лыж освещаются до самого утра. Есть снежный туннель для сноубордов под землей. Туннель начинает работать, если температура на улице опускается ниже -18. В самом конце лыжного спуска такой себе чум, в котором можно отогреться и попить кофе. Мороз становится злее, ощущаем буквально на глазах. Табло над чумом показывает, что внутри плюс 10. идем пить кофе. Внутри сидят лыжники и греются глинтвейном, потом выскакивают кататься с новой силой. Попив кофейку и едем домой. Надо собирать вещи, завтра в путь – наша последняя точка путешествия – Рованиеми. Предусмотрительно снимаю с машины аккумулятор в теплую комнату – мало ли…


День пятый


Оказалось мало…. Долго не буду рассказывать. Машина умерла. Не помогли свечи, не помог нагретый аккумулятор, моргание светом. Машина просто безжизненно стояла на морозе. На улице минус 35. мои многочисленные попытки не привели ни к чему. Вообще. Рядом строят такой же коттедж и два работающих на стройке финна (в такой мороз!), у них «Транспортер». Подходим – «Ду ю спик инглиш?». Ответ- «ноу»… краткость – сестра таланта. Уходим. Ручка передач примерзла к задней передаче. Из соседнего коттеджа выходят на расслабоне 5 русских с лыжами, которых мы тут же на радостях впрягли толкать нашу машину, надеясь, что если толкнуть ее с горки, она заведеться. ПО мере толкания русские комментируют марку машины "Это что - узбеки? А, ну все ясно... Не Узбеки? Корейцы? А, ну все ясно...Поляки? А, ну все ясно..." Думаем, говорите, что хотите, главное не отвелкайтесь от своей главной задачи - толкать. Заметив наши старания, финн, который не «спик инглиш», молча заводит «Транспортер», который подключен к розетке прямо на улице (такая хрень называется Webasto – потом уже узнали, что они все ею пользуются - розетки стоят практически на всех стоянках) , сдает задом к нам и кидает нам трос. Короче говоря, на скорости 80 я смог врубить четвертую и пустить сцепление. Мы завелись! Не глушим, греем, носим шмотки и сваливаем. Впереди 450 км для того чтобы зарядить аккумулятор. Уже далеко затемно, около 7 вечера мы въезжаем в столицу Лапландии, город Рованиеми. Находим наш отель «Aakenus», отличное обслуживание, номер скромный (но и цена по меркам Рованиеми тоже – 75 евро), шведский стол. Что еще нужно? Еще нужно теплое место для нашей машины. В маленьком городе Рованиеми 5 крупных сетевых дорогих отелей - Sokos, Scandic, Rantasipi, Cumulus, Clarion, но все забиты так, что в теплые подземные парковки при них не попасть. О, чудо! В 500 метрах от нас есть супермаркет K-Market, в котором подземная стоянка. 5 минут разговора с охраной на английском, который там знают почти все, и мы абсолютно бесплатно храним все три дня машину в гараже с температурой плюс 10. Все три дня машина заводится без проблем. Все три дня мы просто счастливы (как мало надо для счастья). Отмечаем день рождения моего любимого штурмана, фотографируемся на площади Лорди (главной площади этого города, родного для победителей прошлого Евровидения, в честь которых и назвали эту площадь), едем в деревню к Санта-Клаусу, который поздравляет мою жену с днем рождения, фотографируемся с ним. Находим оленью упряжку. Неужели такие маленькие олени в состоянии покатать пару человек ?! Решаем возвратиться на полярный круг еще и ночью. Помнится, когда смотрели веб-камеры в Киеве этих мест, то видели, что здесь очень красиво все подсвечивается. Так и оказалось. Штатив себя окупил. Машину приходим прогревать каждые полчаса. Но самим практически не холодно при температуре в минус 27. Немного уставшие, но довольные, возвращаемся домой, поставить машину на стоянку в супермаркет и можно отмечать день рождения в местном баре на главной площади.

На следующий день съездили в Торнио-Хапаранду, город-граница Швеции и Финляндии, где мы уже были прошлым летом. Границей назвать очень тяжело, есть старая таможня, но это память. Речку переехал и ты в Швеции. Границы нет, но сразу за мостом другая валюта, абсолютно другой язык и разочарование… По интернету мы узнали, что в Швеции есть газ для машины и первая заправка находится именно в Хапаранде, а от нас это всего 100 км. Вот и решили «съездить в Швецию», к сожалению газа у них нет. И наш украинский бензин уже на исходе. Пошли первые заправки финским бензином примерно по 10 гривен за литр. Но, если честно мы эту ситуацию предполагали. Зато прогулялись в Швецию. Зато увидели мирно пасущегося оленя, который стоял по пояс в снегу в чьем-то огороде и выискивал себе пропитание под ногами.


День восьмой

Прогноз погоды на финских каналах просто пугает. На страну упал арктический циклон, на границе с Карелией до -40, в центре ситуация не лучше. В следующем месте нашей ночевки, Хаапаярви – маленьком отеле всего за 55 евро с завтраком за городом, где супермаркетов с крытыми стоянками точно нет, будет ночью минус 37. Судя по прогнозам низкая температура продержится еще день, а затем морозы пойдут на убыль, до приемлимых уже для нас -20. :) Пару минут семейного совета и мы решаем доплатить и побыть еще день в Рованиеми и оставить машину в теплом месте, чтобы потом за один день проехать всю Финляндию на одном дыхании и спуститься сразу в Иматру что на 800 км южнее от нас. В принципе ничего геройского в этом нет, просто солнце светит всего 4-5 часов в день и все остальное время ехали практически ночью. Дорога великолепная, после арктического циклона, который и вызвал такое резкое падение температуры, здесь еще красивее, погода меняется за день несколько раз, но в основном очень чистое небо и огромное оранжевое солнце. Пару раз останавливаемся, чтобы сделать снимки. Примерно в тех местах, где мы должны были ночевать, градусник в машине показывает за минус 30 днем. Проезжаем эти места без остановки. Дорога оказалась легче, чем мы предполагали. Дороги чистят, местами даже освещают по 10 километров. Вечером поселяемся в русскоязычном отеле в Иматре, где мы уже были. После тяжелой дороги не обращаем ни на что внимания. Выпиваем за красивую страну последние капли киевской водки. Настроение медленно мрачнеет. Завтра русская таможня…


День девятый

Настроение не зря падало. Финская таможня «Иматра» находится в конце улицы, на которой был наш отель. Решили переходить здесь. Не надо было. Финны выпустили нас очень быстро и без проблем. А вот русские…. В общем, стояли мы на таможне три часа. Просто так. Таможенник сказал, что жители сопредельных государств въезжают в Россию только после разрешения начальника таможни. Причина в том, что украинцы ввозят свои машины и не вывозят их. Кому нужен Ланос??? Это же не Вольво. Так этот начальник шел к нашей машине три часа. Наверное пешком с Питера. Было ли это любопытством, чтобы рассмотреть наши документы или это политика – не знаю, но мое отношение к русским не изменилось. Оно укрепилось. Не спорю, есть у них много хороших людей. Но по телику у них такая хрень про нас… Короче, кое-как мы вползли в Россию. По карте вроде есть дорога из Светогорска в Выборг. Нам нужен Выборг! Там есть газ. Финский бензин на нуле, но лампочка еще не горит. Заправок нет, трасса отличная….от финской. Ямы в полколеса, без преувеличения. Дорога – просто стекло. Чистый лед. Скорость 40. навстречу едет финн на холенной Вольво, сцепив зубы. Как я его понимаю. наконец-то мы выруливаем на асфальт, еще пара километров и попадаем на развязку «клеверный лист», ведущую на Выборг. Съезжая по развязке, машину несет, колдобины в перемешку со стеклянным льдом. Елки-палки, неужели опять потерял управление? Всего 25 км в час! Так и есть и машина на спуске в повороте правым передом уходит в отбойник. Проскользив так метров десять застываем. Задняя, и на первой еле спускаемся опять на нормальный асфальт. Как-будто и не было стеклянного спуска… проезжаем мост, аварийка, осмотр повреждений. Противотуманка в дребезги, царапина на бампере (предстоит покраска). Но какое счастье, что фара головного света целая! Просто фантастика. Опять повезло. Настроение среднее… Заправка в Выборге и отличная дорога на Питер. Нам надо успеть в Псков. Русский роуминг и пара смс домой, что «с нами все в порядке». Еще не «все». А еще штраф за не включенный ближний на территории России? Ладно, не против, только повесьте на границе щит, как это сделали финны.


Последний день, десятый

Утро, дорога. Русско-белорусская граница. Решаем на таможне все-таки уплатить штраф. Повеселило. Сам штраф – 50 рублей, услуги банка – 20 рублей. Цирк. Стоящие сзади нас литовцы рассуждают по этому поводу и приходят к мысли, что Евросоюз – это не так уж и плохо. Как хороша белорусская дорога после российской! Просто песня. Нашел себе белоруса и едешь за ним сотню. Дорога – класс. Прямая до горизонта. Темнеет, достаем ДВД и смотрим/слушаем фильмы до самой украинской границы. Граница. Белорусы выпускают очень быстро. Украинцы впускают без досмотра простым вопросом «все в порядке?» ответ «да!». «проезжай!». Украина. Звонки родным, что мы уже в черниговской губернии и через 2 часа будем дома. Как всегда – когда снимаешь – кажется что очень много наснимал. Приезжаешь домой – мало. Очень мало.


Итоги
Зимой в Финляндии главная достопримечательность - снег, которого там не просто много, а очень много. И особая зимняя атмосфера, которую не передать фотографиями, а надо прочувствовать.
Но зимой ездить туда надо имея две вещи - шипованную хорошую резину (финны все на Nokian) и электроподогреватели машин. Имея эти две вещи - никакие морозы не помешают вам насладиться этой страной. Да и народ доброжелательный - финны часто предлагают помощь, стоишь на дороге с открытым капотом, возишься по своим делам, он к тебе подъезжает сам, спрашивает, не надо ли помочь... А, ну и ездить туда не через Россию.


[На главную]