[На главную]

Центральная Европа: Заметки путешествующего консультанта


Юрий Наврузов
Август, 2007 г.

По роду своей основной деятельности – управленческое консультирование и преподавание в бизнес школе – мне приходится иметь дело с большими объемами информации. Большая часть ее относительно легко доступна, получение же другой требует зачастую недюжинных усилий и изобретательности. Соответственно, стремление получить малораспространенную ранее неизвестную мне информацию уже стало моей сутью. Что и предопределило и главный вектор нашего путешествия, и акцент моих путевых заметок.

Их следует разделить на две части. Первая посвящена собственно путешествию. Вторая отражает накопленный во время путешествий багаж знаний. Итак, первая часть.

Наши сбора начались с решения двух вопросов: на какой срок ехать, и чем добираться. И если первый вопрос решился таки довольно легко, то на втором мы – я и моя семья (жена и сын) – застряли. Мое предложение ехать на автомобиле не находило поддержки большинства голосов. В результате мы пришли к компромиссу: в Европу летим самолетом, а по Европе ездим на авто. Так и порешили.

С визой проблем не было. Приглашение получили от семьи моего брата, и для упрощения решения некоторых организационных вопросов поручили оформление анкет и получение термина компании «Магистр Тур». Могу сказать, что в целом я остался доволен их сервисом, хотя последние штрихи смазали всю картину: на мои вопросы относительно поведения во время собеседования они отвечали нервно и с надрывом, чем, собственно, и опечалили меня.

Авиа перелет решили заказать с помощью Интернет. Насколько могу судить, онлайн бронирование из украинских компаний предусматривает только МАУ, да и дата их вылетов туда и обратно нам подходила. Однако, осуществить платеж и получить гарантии, что с билетами все будет окей нам было не суждено. В результате билеты заказал и оплатил нам мой брат и прислал мне мейлом подтверждение. Этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы в конце июля мы прибыли в Борисполь и благополучно зарегистрировались на наш рейс. Вот и Европа под крылом самолета, и буквально через два с половиной часа мы во Франкфурте. Должен отметить очень высокий уровень сервиса на борту Боинга-737: стюардессы МАУ все очень вышколены и приветливы, еда на уровне, а напитки и ассортимент выпивки просто не имели равных среди случаев, которые я «рыл» в своей памяти на протяжении последних 3-5 лет. Рекомендую выбирать МАУ, если есть альтернативы.

Спустя несколько дней акклиматизации, приступили к разработке программы путешествий. Два главнейших предпочтения потребовали согласований: первое – это посещение Аахена к северу от Зинцига, земля Рейланд Пфальц, где мы остановились, а также осмотр достопримечательностей в округе, второе – это посещение столиц стран Бенилюкса, Парижа, поездка в знаменитые темные леса Шварцвальда и не менее знаменитый Баден-Баден. Отдельным пунктом программы был так называемый фломарт – блошиный рынок или по-нашему толкучка. Собственно, все предпочтения были удовлетворены в течение этого месяца.

Первый негативный опыт – послушаться мнения большинства и согласиться на экскурсию на автобусе. Таких предложений в Германии можно найти множество. Тем не менее, даже лучший экскурсионный провайдер «Галерея-райзен» обеспечивает весьма посредственный сервис. Среди наиболее значимых недостатков:
• Долгий сбор группы по разным городам (иногда 2-3 города) в течение 2-3 часов
• Некачественное сопровождение группы экскурсоводом
• Навязчивые «поборы» в конце путешествия «отблагодарить гида»

Таким организованным порядком мы посетили Страсбург, Шварцвальд и Баден-Баден. Но далее путешествовали самостоятельно.

Страсбург – прекрасно сохранивший историческое обличье современный европейский город, одна их трех столиц Евросоюза, прямо таки сказочно красивый своими каналами, цветами и домами в стиле «фахверк». Это единственный в мире город, в котором счастливо разрешилось вековой противоречие между протестантами и католиками: в нем находится церковь, в которой два купола украшены протестантским петушком и католическим крестом. Знаменитый собор Нотр-Дам в Страсбурге не просто поражает, а потрясает своим великолепием.

Приятным окончанием первого дня путешествий был отдых и ужин в небольшой гостинице «У водопада святых» в Шварцвальде. Кстати, для сведения: проживание в двухместном номере в такой гостинице с завтраком обойдется в 40-45 евро в зависимости от этажа и выхода окон номера. Нам так понравилось, что планируем провести рождественские праздники именно в ней.

А утром, после завтрака, бодрый подъем на вершину водопада по красивым склонам гор на высоту почти 700 м.

Въезд в Баден-Баден ведет через тоннель длиной около 4 км, в даже котором есть один перекресток. Город знаменитый, что и говорить: маленький, красивенький и роскошненький. Вот уже более ста лет его украшает парковый ансамбль «Розарий Бреннера», названный так в честь бургомистра, разбившего парк. Две основных достопримечательности известны всем: это здание знаменитого казино И термы.

Далее наши путешествия были построены по такой схеме: рано утром мы выезжали на авто в интересующем нас направлении, обследовали нужный нам город, обедали или ужинали в зависимости от того, насколько увлекательной была экскурсия, и под вечер возвращались уставшие, но довольные к себе в Зинциг. Ниже - конспективно инфо о некоторых из таких путешествий.

Начну с нашей штаб квартиры. Городок Зинциг маленький и провинциальный. Он расположен в излучине двух рек - Рейн и Ар. Река Ар образует в этих местах неповторимый природный ландшафт, именуемый «Рай красного вина». В Зинциге любил останавливаться германский император Фридрих I – Барбаросса.

Интересно побывать в небольшом городке Мари Лаах, расположенном на берегу огромного озера вулканического происхождения, и знаменитом своими одноименными действующим монастырем, постоялым двором и зимним садом.

Маленький Арвайлер знаменит своей практически полностью сохранившейся крепостной стеной И просто сказочной красотой своих площадей и улочек.

Бад-Ноэнар, как и положено курортному городку, поражает обилием цветов и больших отелей а Кохем – обилием ресторанчиков и отельчиков. Кстати, редкое место, где мы смогли поставить нашу машину в пределах расположения достопримечательностей. Обычно – это организованные парковки вдалеке от основных мест, посещаемых туристами и отдыхающими. Это рекомендую иметь в виду при планировании времени и места для путешествия, также как и стоимость парковки (в зависимости от места 1-2 евро в час), а также вездесущих полисменов (стоимость штрафа за стоянку в неположенном месте – от 30 евро).

Попадая в такие условия, помимо автопутешествий возникает желание поездить по благословенной земле и на велосипеде. При этом доступными становятся даже такие кручи, на которые при всем желании не заберешься даже на внедорожнике. И какой же открывается вид на глинисто-мутный после недавних обильных дождей Рейн.

Отдельные ощущения – от посещения фломарта. Это всегда большое событие для местной громады. Один из таких и довольно редких проходил в Линце, маленьком и уютненьком городке на правом берегу Рейна, куда мы переправлялись на пароме (полтора евро за авто с водителем и 75 центов за каждого пассажира).

Прекрасный городок радушно встречал своими ресторанчиками посетителей толкучки (прекрасно поджаренный охотничий шницель с тушеной капустой да под пиво обойдется в 7-8 евро). Да и предприимчивые участники фломарта продавали не только вещи, но и кое-что посъедобнее, например, знаменитые швабские сосиски жаренные на гриле (всего 2 евро за порцию)

Интересно, что на фломарте покупателю доступны не только разные мелочи, но и уникальные резные по дереву шкафы, целые столовые гарнитуры и рабочие кабинеты.

В результате сравнения впечатлений от «организованных» экскурсий и индивидуальных поездок, мы пришли к выводу, что, по крайней мере в нашем случае, самостоятельное передвижение «на своих четырех» гораздо более привлекательно как по содержанию, так и по бюджету. Для сравнения: стоимость двухдневной путевки на автобусную экскурсию колеблется в районе 130-170 евро на человека, включая проживание и завтрак, в то время как затраты на четверых при путешествии на расстояние 350-400 км. составляют около 200 евро всего. Еще более наглядными являются следующие цифры (правда, теперь уже не в пользу авто-, а авиапутешествий, но опять же – индивидуальных): стоимость двухдневной путевки в Париж на автобусе составляет 160 евро, а наши затраты на авиа перелет Бонн-Париж-Бонн с «Люфтганзой» и проживание в 3-звездночной гостинице в Париже в районе Северного вокзала обошлось нам 410 евро на троих. Ну а выгоды быстрого перелета по сравнению с 7-часовым переездом на автобусе вообще не могут иметь денежного выражения.

Вторая часть моих записок посвящена тем фактам, которые мне удалось собрать во время всех своих путешествий. Часть из них уже выложена на сайте моей турфирмы. Желающие могут прочесть фото-отчет на этой странице. Вторая часть, посвященная Карлу Великому и городу, способствовавшему его взлету – Аахену – выложена на этом же сайте.


[На главную]