[На главную]

Николаевские странствия: Венгрия–Словения–Хорватия


Юрий Николаев
Август-Сентябрь, 2007 г.

Участники поездки:
Nikolaev – автор отчета, спонсор и штурман. В машине – помеха справа.
Настуся – соавтор отчета, мама и ас-водитель.
Вероника –ожидающая своего двухлетия дочка. Хазяйка просторного заднего сидения.
Мася – автомобиль Mazda 5.
Скуся и Мишка – плюшевые хорек и медведь, едут без виз как Веронкины друзья.


Часть нулевая. Визы.

Итак, план отпуска составлен почти сразу по окончанию майской поездки в Хорватию. На этот раз мы решили основным местом отдыха выбрать ту же понравившуюся нам страну с гордым названием Кроэйша, а перед ней посетить на несколько дней неизвестную нам Словению. Ну, и поскольку автодорога в обе страны проходит через Венгрию – то и эту страну нам не удастся миновать. Задача – получить три визы (словенская, хорватская и венгерская транзитная) оказывается несложной. Из Хорватии получаем в начале июня гостевое приглашение от знакомых, по Словении – все еще проще, наша знакомая словенка гостит в Киеве. Вместе с Настусей она приходит в словенское посольство и там же на месте пишет приглашение. Если бы мы ехали только в Словению – то могли бы Венгрию проезжать транзитом без визы (поскольку едем в Евросоюз), но Хорватию в последний пока что не взяли. А потому – для венгерской нужно открыть визы упомянутых стран.

Приколы в получении:

Словенцы – отличились тем, что попросили сделать отдельную страховку на Веронику.

Хорваты – не удовлетворились размером фотографий на анкеты (в апреле получили визу с аналогичными), и очень удивились, когда мы вернулись через полчаса с новыми фотками. Видимо, не знают о наличии в Киеве скоростных фотолабов.

Венгры – как всегда, очередями под посольством. Поскольку торопиться нам было особо некуда (все визы делались заранее), то в один прекрасный день автор отчета приехал под посольство в 9.30. Очередь – немалая, записывают в список (я оказался 47). Как оказалось, пускают в посольство пока что только тех, кто вчера получил талоны. Спокойно иду стричься (не забыть получить деньги за рекламу салона Тарасюка в Георгиевском переулке), возвращаюсь к 11 в посольство – по очереди идет номер 21. Еще минут через 15 охранник торжественно объявил что сегодня уже никого не пустят, и начал выдачу талонов (которых всего 20). Несмотря на свой порядковый в очереди номер, я получил волшебный талон с номером 18, и пообещал прийти завтра. Пришла Настуся и Вероника (часов в 10), через 5 минут вошла в посольство и сдала паспорта.

Сроки и стоимость:
Словенская виза – 35 евро, сделали за неделю.
Хорватская виза – 29 долларов, сделали дней за 10.
Венгерская – бесплатна, делают за 5 рабочих дней.
Выезд запланирован на вечер 22 августа, возвращение в Киев – 7 или 8 сентября.


Часть 1. Украина – Венгрия. 22-24 августа.

Выехать планировали 23 августа после обеда (на утро запланирована одна важная встреча). 22 августа в 6 вечера становится известно, что встреча перенеслась на пару недель. В 8 вечера в ресторане «Вареничная №1» (вторая уже блин реклама в отчете) принимаем решение – ехать прямо сейчас. Вещи не собраны, лопаем вареники и едем домой собираться.

Итак, старт – на часах 00.00, значит, выехали мы 23 августа. Ночной Киев – насыщенный трафик, заливаем полный бак нашей Маси (вареники ж не ест), Верона с Мишкой и Скусей уже мирно храпят в обнимку на заднем сидении.

Дорогу по Украине описывать бесполезно – но поездка в траншее возле Львова (под Запытивым) конечно впечатляет.

Около 12 мы в Берегово, границу проходим в Лужанке. Пограничники не заслуживают добрых слов – на нашей границе стоит 5 машин, мы просим пустить без очереди (аргументируя маленьким ребенком) – не пускают. На венгерской границе 4 очереди по 10-12 машин в каждой, едет очень медленно. И опять мне отказывают три пограничника, жара стоит жуткая. Четвертую (на свободном ряду, для дипломатов) я убеждаю, что нас нужно пустить без очереди, убеждаю в этом же и таможенницу рядом с ней. Но – вот засада, мы уже заехали в одну из очередей так, что очень неудобно будет выруливать в свободное пространство дипломатического ряда. Плюем, и ждем в своей очереди еще минут 20. Зато хоть таможенник не достает, вещи как в мае не выворачивает. Итого – час на обе границы. При такой жаре (около 30) – это немало.

От границы до Ниретьхазы километров 70, оттуда до Будапешта идет автобан М3. Но! Он снова почему-то был открыт только на коротком участке длиной километра 4, а дальше указатели и конец дороги вынуждают нас снова рулить через ненавистный Полгар (40 км по сельской дороге). При этом на обратном пути участок автобана от Полгара до Ниретьхазы уже открыт.

По дороге в Будапешт заезжаем в проверенный ресторан (городок Гёдёллё), наедаемся до отвала за смешную сумму в 15 евро. Будапешт встречает немаленькой пробкой на объездной (трасса М0), теряем минут 40. Дальше – по автобану М5 рулим на озеро Балатон.

Конец этого участка пути (18-00 по местному времени) – в прибрежном городке Шиофок, в течении 30 минут находим подходящий для нас вариант – апартаменты за 30 евро, рассчитанные на две семьи, торжественно обещаем не спать в обеих спальнях ? В нашем распоряжении – спальня с балконом, кухня, санузел и гостиная. До Балатона – метров 50, 5 минут пешком. Других вариантов – много, но нужно помнить, что конец августа для Балатона – уже off season. А в июле-начале августа стоит ориентироваться на 50-60 евро за апартаменты.

Балатон – вот уж лужа так лужа. Напоминает одесские лиманы, пешком по пояс можно идти метров 300-400. Даже таблички стоят – мол прыгать в воду запрещено. Но – очень приятный песок на дне (такой себе твердый, абсолютно не противный ил, очень похож на посеребренный), для детей – благодать. В 8 вечера температура воды около 26 градусов. С удовольствием купаемся, а в районе 10 вечера на улице разряжается конкретная гроза – с шквальным ветром, молниями и жутким ливнем. Красотища!

Для справки:
Адрес апартаментов – Gyula, Ferenczi Beni utca 14.
Хозяйка Horanyi Hajnalka (по-английски не говорит, немецкий и венгерский).
Tel: 06/30-9949-432

В Венгрии в конце августа – днем около 30 градусов. Стоимость бензина – 285 форинтов за литр 95 (1 евро – 230 форинтов). Проезд по автобану на 4 дня (минимальный срок действия «матрицы») – 1500 форинтов.

Пробег за это день (Киев – Ровно – Львов – Мукачево – Будапешт – Шиофок) 1260 км.

Утром 24 августа опять жара, опять купаемся, выезжаем в Словению около 11 утра. До границы – чуть больше сотни километров, ехать нужно по автобану (кстати, уже на некоторых участках, которые в мае были еще закрыты, достроенному) и частично по сельской дороге, как на Хорватию, почти на границе с которой – поворот и 11 км до границы со Словенией.


Часть 2. Альпийские прелести. 24-27 августа. Словения.

Да, граница та еще. Одна будка и один домик, дорога на 2 полосы. Венгры как всегда внимательно изучают наши паспорта, штампуют, отдают их сидящему напротив в домике второму полицаю – ну думаем, тормоза. Оказывается, это уже словенский пограничник, границу мы проходим за 5 минут.

От границы до Марибора около 70 км, от Марибора до Любляны (и дальше на озеро Блед, куда мы и держим путь) идет автобан А1, до Любляны – 110 км, до Бледа от последней – автобан А2 около 80 км. Самый сложный участок – от границы с Венгрией до Марибора, реально потратили 2 часа на него – очень много машин с фурами, и две полосы с частыми поворотами. А вот уже по автобану ехать получается быстро, но не бесплатно, как мы подумали проехав первый десяток км.

Любляну объезжаем по кольцевой дороге, на некоторых участках – ремонт. Температура воздуха падает примерно на 10 градусов (было 30, стало 20), облачно. Перед самым Бледом натыкаемся на конкретную пробку на автобане (длиной километра три), довольно успешно объезжаем ее по сельской дороге (заблудились только один раз, и то не сильно). Кстати, карту автодорог Словении нам покупать не пришлось – вся эта маленькая страна уместилась на приобретенных еще в мае картах Венгрии и особенно Хорватии. В Бледе мы – около 6 вечера.

Блед – основной (если не считать морские курорты) центр туризма в Словении, и в отличии от своих морских конкурентов – интересен и привлекателен круглый год, зимой там немало лыжников. Представляет из себя озеро в окружении гор и лесов, и множества мелких домиков (сам город Блед и окрестные села). Нам «повезло» - приехали в Блед как раз во время какой-то крупной конференции (ездят машины с мигалками и кортежи) и турнира байдарочников. Это должно было означать, что все приличные апартаменты будут заняты, но – в течении минут 40 находим себе очень достойный номер в тихом месте, в на улице с эпистолярным названием Сельска ? Мини-гостиница на десяток номеров, из окон – просторный альпийский луг и горы, стоимость номера – 34 евро. Изначально думали оставаться в Бледе на 3 ночи, а в Бохинь (о нем дальше) ездить на экскурсии, но понравившийся нам номер был свободен только на сутки, что нам идеально подошло (решили, что для Бледа одного дня хватит с головой, а оставшиеся в Словении 2 ночи проведем именно в районе Бохинь). Хозяйка заверяет, что найти там место будет довольно просто.

Вечером идем ужинать на берег озера Блед. В рыбном ресторанчике с шаровыми для Европы ценами (черное ризотто с осминогами – 7 евро, в Москве стоит минимум 20, рыбная тарелка с двумя жареными на гриле рыбами и кучей морепродуктов – 11 евро) с удовольствием проводим вечер. Изюминка Бледа – не только в окружающих его горах (на одной из которых приютился местный замок), а в расположенном на островке посреди озера монастыре, выглядит это действительно очень красиво. Но – увидеть это можно и на фотографиях, а вот ощутить невероятную местную тишину – можно только побывав там лично. Впечатление было такое, что уши заложили ватой – вокруг тебя темные горы, луга – и полная тишина…. Спали хорошо. Кстати, несмотря на близость рядом огромного озера – никаких комаров!

А еще в Словении просто нашествие любителей машин марки Хеде.

Для справки:
Стоимость бензина в Словении – 1,07 евро за литр 95 (местная валюта уже евро, у местных жителей принимают и словенские толары, которые были в обороте до 1 марта этого года). Проезд по автобану от Марибора до Бледа – 7 евро.
Пробег за это день (Шиофок – Марибор – Любляна - Блед) 450 км.

Адрес апартаментов – Bled, Selska 9.
www.kocijancic.sloveniaholidays.com
jaka.kocijancic@email.si
Tel: +386(0) 45743 543

Утром взбираемся на высоту местного замка – вид на озеро и окрестные горы оттуда невероятно красивы. Делаем довольно удачные кадры, на машине колесим вокруг озера (что кстати по некоторым дорогам под замком нельзя, но мы не заметили вовремя знак. Хорошо еще что полицаев не встретили), все по-прежнему тихо и спокойно. В районе 11 утра собираем вещи, и едем в Бохинь.

Настало время раскрыть карты – что ж это за Бохинь такой. Это название озера, которое по величине не уступает озеру в Бледе (Бледское озеро, звучит то-как ? А тут еще и Бохиньское, хорошо что хоть не Бухиньское ?), а по красоте – пожалуй, превосходит его многократно. Посреди этого озера нет островка с монастырем, но высоченные Альпы вокруг него, невероятной прозрачности вода и сосны вокруг делают это место просто образцом первозданной и нетронутой природы. Находится оно всего в 22 километрах от Бледа, и от него идут основные пешие маршруты по знаменитому Триглавскому (по имени самых высоких гор Словении) заповеднику. Прямо на берегу озера – село Рыбный Лаз, но очень маленькое, приличные апартаменты все заняты. Мы останавливаемся не в нем, а в деревушке Стара Фужина, это ровно 200 метров от предудыщего, и 10 минут пешком на берег озера. Номер в типичном альпийском шале стоит нам всего 28 евро в сутки, плюс туристический налог – 1 евро с человека. В доме живет безумно мирная овчарка, которую похоже можно носить за уши – и не среагирует никак, а также полюбившаяся Веронике кися-мама (кошка принесла перед нашим приездом трех котят, которых Вероне торжественно вынесли в корзинке. Восторгам не было предела!).

Пока довольные женщины тихо спят, иду купаться в озеро (в Бледе такого желания не было – и не только у меня, ни одного прецедента не наблюдал). Температура воздуха – градусов 26, вода – около 22 градусов, иногда ощущаешь на себе холодные ключи каких-то местных родников – ух! Над озером и близлежащим лугом, вовсю парят парапланеристы, можно прыгнуть и полетать с кем-то из них в тандеме (удовольствие стоит 75 или 90 евро, в зависимости от высоты горы, подвозят на гору в счет цены).

Ради интереса съездили на своей машине на вершину горы, откуда собственно парапланеристы отправляются в свой, слава Богу – не последний полет. Дорога туда – то еще сафари, горный серпантин и довольно узкая дорога без единого указателя, и горящая лампочка показывающая, что скоро машина ехать не будет (мы по наивности думали, что едем смотреть местный водопад, который оказался вообще в другом месте). Плюс минут 15 пришлось протопать по горе – сперва вниз, а обратно – сами понимаете, вверх. Когда на плечах при этом сидит двухлетняя Веронка, сразу наполняешься радостью, что лишних калорий много в этот день не будет.

С горы открывается симпатичный вид на озеро – плюс горный воздух, богатый кислородом. Несмотря на его обилие, попытка местной официантки обсчитать меня на полтора евро (по возвращении с горы) оказалась безрезультатной.

Вечером наблюдаем на местной площади (которая просто обычная клумба) концерт словенского национального оркестра. Ну, подудели в трубы часок – и ладушки, но другой концерт продолжается в километре от нашего дома. Как оказалось, 25 августа – праздник спортивного клуба Старой Фужины, и только раз в году местные жители позволяют себе, скажем так, пошуметь. Это все хорошо, но слушать в 10 вечера в дупель пьяного гармониста (а вы представьте, какая в горном селе акустика, особенно усиленная электроколонками) становится для меня слишком большим испытанием. В результате – хозяева уступая моему давлению два раза звонят хозяевам дома, приютившего спортсменов – те не делают тише. Настаиваю вызвать полицию – в деревне полицаев нет, пост аж в Бледе. И что вы думаете – полицейский приезжает, и заставляет бойцов в 11 вечера прекращать свою камарилью. А что вы хотели – я вообще-то приехал отдыхать в тихую горную Словению, наслаждаться альпийской тишиной, а не слушать пьяные вопли. При этом еще до приезда полицая я не поленился сходить к спортсменам (жена переживали, что вернусь травмированным, но не на того напали ?) и вежливо попросить их прислушаться к просьбам соседей. Но пьяного гармониста лет 60 было уже не унять – только официальной властью ?. Вот так испортил людям праздник, будут знать теперь, что 25 августа меня приглашать не стоит ? На следующий день едем смотреть на тот самый водопад (признаться, зрелище не впечатляет, в отличии от 15-минутного подъема в гору, с удобными ступенями, но от этого не менее высокого), активно купаемся в самом озере, делаем потрясающие нас самих фотографии (кто увидит на клубных встречах – думаю, тоже впечатлится). Кстати, мало того, что вода в озере прозрачная – там еще и рыбы просто немерянно, и непуганая она абсолютно. Я нырял в плавательных очках, и буквально за плавники трогал местную живность – думаете, далеко они потом уплывали от испугу? Барахтались прямо в метре от берега.

Километрах в 10 от озера есть местная «развлекуха» - горная речка, тихая и довольно глубокая, а над ней – несколькометровая доска, наподобие вышки для ныряния. Высота до воды – метров 5, не меньше, вода полностью прозрачная, и приличная глубина, поэтому несчастные случаи практически исключены. Но, думаете, коленки не трясутся, когда доходишь до конца доски и понимаешь, что не прыгнув рискуешь потерять свою репутацию «отважного» ?? Хорошо, что я не один был такой «смельчак» - когда мы приехали на место, там уже вовсю резвилась семья голландцев. Ну и я пару прыжков в холодную (бррр) водичку совершил. А пока прыгал первый раз, вдоль дороги проезжал местный Фольксваген-ретро клуб. Каких только машин там не было ? В основном – старые жуки, переделанные иногда в подобие картингов, карет и даже трейлеров с караваном на прицепе ? На фото они у нас запечтлены, любителей антиквариата просим обращаться. Ребята прилично гуляли – было их по нашим наблюдениям машин 50, не меньше. Вот это клубная встреча!

Вечер встретил нас альпийской тишиной – видно, местные спортсмены поехали лечить свои моральные травмы от неудавшейся ночной гулянки куда-то, где ночная жизнь бурлит (если в Словении конечно есть такое место ?). Спим спокойно, утро встречает нас привычным горным туманом, который, как показывает практика, в 10 утра уже проходит. Но успеваем сделать несколько занятных фотографий – в том числе и озеро в тумане. Благодарим хозяев, грузимся в машину – нас ждет Хорватия. Вернее, сначала нас ждет словенский аквапарк «Термы Чатеж», расположенный буквально в 10 километрах от хорватской границы, и расхваленный нашими друзьями, помогавшими нам в получении приглашения от хорватов. Едем ляпаться.

От Бохиня до Чатежа – чуть более 250 километров, почти все по автобану – три участка ремонтируемой дороги по 6-11 км. Снова платим 7 евро (ровно ?), в районе 12 часов заходим в аквапарк. Вход в будний день со взрослого 9 евро (хоть на весь день). На улице – порядка 30 градусов, то что надо для купания.

Может, создам не самую лучшую рекламу аквапарку в Чатеже – но по моим наблюдениям это место исключительно для семейного отдыха, причем больше для детей. Для них – наверное 15 горок разной величины, вплоть до самых карапузов, для взрослых – буквально две. Есть конечно пару приятных бассейнов с теплой и не очень водой, есть бассейн с волнами - но душа жаждала активного развлечения – а его я не получил. В отличии от Вероники, которая просто «протащилась» от этого заведения, ребенка невозможно было вырвать из воды. По заверениям жены (я не уверен, но доказать не могу), поездке в аквапарк предшествовал 3-дневный запор Вероны, а тут теплая вода сделала свое коварное дело… В общем, я только и ходил за Вероникой, вылавливая сами понимаете что из воды ? Было стыдно и очень смешно, хорошо что особо никто не заметил. Ну, хоть дочке радость доставили. В 14-00 въезжаем на границу. Словенские пограничники – первые, кто попросил Настусю показать водительские права ? Границу прошли за 5 минут, теперь наш путь - по автобану до Карловаца.

Для справки:
Апартаменты возле Бохиня – поселок Стара Фужина 66.
m.znidar@siol.net
Tel: +386(0)4 5724-210
Хозяева Мартин и Мария.


Часть 3. Соотечественники и мы. Хорватия. 27 -30 августа.

То, что ты въехал на территорию Хорватии, становится сразу понятно – просят оплатить проезд по автобану в кунах (но если их нету – то можно и в евро, никто не осудит ?). За час буквально добираемся до Карловаца, еще часик – и мы на Плитвицких озерах. Тут мы уже знали куда едем – еще утром получили смс-ку от Максима (он же Totti), с которым познакомились в Интернете в процессе обсуждения плана поездки (на Форуме любителей Хорватии). Он снял апартаменты в Раковице (11 км до озер), судя по описанию – вполне приличные, цена (30 евро) тоже вполне устраивает. Просим забронировать номер и для нас, и по приезду спокойно вселяемся в весьма приличные апартаменты с хорошей ванной (что для Вероники – просто рай, особенно после аквапарка – понравилось ляпаться в теплой воде). Хозяйка – Марьяна, сразу вызывает наше расположение, разрешив постирать вещи в своей стиральной машине, угощает чаем и кофе – очень приятная женщина. Кухня в доме общая, но весьма просторная, плюс – дом построен год назад, мебель и техника новые. Еще один плюс – дом стоит не прямо возле дороги (довольно шумной), а метрах в 30 от нее, поэтому шумовых помех от проезжающих машин практически не наблюдается. Наш номер на первом этаже с небольшой терраской, у наших сограждан (Максим, Вера и Ира (последней 7,5 лет, с Вероникой сразу находит общий язык) на втором, и тоже есть где посидеть на свежем воздухе. Но это потом, а пока они исследуют Плитвицкие озера. Для нас же посещение этого заповедника не в новинку, посему неспешно отдыхаем, и примерно в районе 17 входим на территорию озер – на этот раз через Улаз 1. Описывать Плитвицкие озера бесполезно – приезжайте и смотрите, это словами тоже сложно передать. Ну что могут сказать слова «бирюзовая вода»? А когда ты в «режиме реального времени» идешь по берегу, и на тебя из воды исподлобья смотрят огромные рыбины (некоторые сантиметров 50 в длину, и толстые что тот сурок из Ялтинского зоопарка), которые очень хотят кушать (надеюсь, что не туристов ?)…. А тут еще водопады вокруг…. Все, ни слова больше об озерах. Вход – по-прежнему 110 кун.

Вечером знакомимся с киевлянами, пьем прихваченное мной из соседней страны словенское вино, наслаждаемся теплым и свежим воздухом. Рассмешила история ребят о том, как они проходили хорватскую границу (пограничников вообше не было на посту, а таможенники сказали им проезжать, в результате чего Максим с семьей оказались в Хорватии без штампов о въезде в паспортах. Да, та еще бдительность ?. По своей инициативе Максим пешком вернулся на границу и чуть ли не силой заставил полицая все же зафиксировать их прибытие в страну озер и гор.

Утром нас ждет выезд на побережье, у ребят забронированы в Дубровнике апартаменты лишь с 31 августа, посему наши планы заночевать на 3 дня в районе Водице, а потом вместе рулить на Дубровник, идеально совпадают с их пожеланиями.

Для справки:
Хозяйка Марьяна Жупан (это не ругательная фамилия, о чем можно будет сделать вывод в конце нашего отчета ;-)), Rakovica 35.
www.sobe-zupan.com
marijana.zupan@t-com.hr
Tel: 047/784-057

Стоимость бензина в Хорватии – 7,65 – 7,93 куны за литр 95 (1 евро = 7,3 кун). Проезд по автобану от границы до Карловаца – 20 кун.

Пробег за это день (Блед – Чатеж – Загреб – Карловац - Раковица) 480 км.

Утром 28 августа выезжаем в Водице, изначально для себя решили – селиться будем не в самом городе, а в одном из окрестных сел (или как говорят хорваты – аппартментских насельях). На карте таких 2, одним из них является Трибунь. Что ж, посмотрим. Дорога от Плитвицких озер на побережье проходит через горные перевалы, довольно красивые и захватывающие. Можно конечно выскочить на автобан – но там и виды не те, и лишние деньги тратятся. Посему – едем по дороге ( ), она проходит вдоль заповедника Крка (в наши планы входит и его посещение чуть погодя), и выводит нас прямо на Водице. В Трибунь попадаем очень быстро, первое осмотренное нами место очень нравится мне (колоритный бетонный пляж в тихом морском заливе, вокруг бурная растительность из сосен), но такой пляж не подходит детям. Едем вдоль моря – и тут же находит отличное место для купания от мала до велика – мелкая и крупная галька, вода – прозрачная и чистая, как впрочем и везде в Хорватии. От намерения поселиться в апартаментах возле пляжа (прямо на береговой линии) меня быстро отговаривают – рядом открытый бар, в котором суд по всему музыка играет до ночи, довольно оперативно находим апартаменты на «второй линии» - до моря 50 метров. Хозяин так обрадовался возможности поселения сразу двух украинских семей на 3 ночи, что отдал нам свои апартаменты буквально нашару. Наши – за 25 евро спальня, санузел, кухня с гостиной и балкон, у Максима и его девочек – две спальни с отдельными санузлами, большая гостиная с кухней, и приятная терраса, вообще стоит 45 евро, но просит те же 25 ? Ребята проявляют себя очень благородно, и платят ему 30 евро в сутки.

Сразу скажу – не пожалели, что поселились в этом месте. Очень тихо (самое главное – по вечерам, когда хочется спать, а на берегу народ испытывает противоположные чувства), уютно, места для парковки двух машин – завались, из окон – вид на старый город Трибуня (как ласково говорят сами горожане – наше мало мисто). Ну прям ридна мова.

Море довольно теплое (градусов 25), но киснуть на пляже круглыми сутками не хочется. Отпадает также план поездки на Корнаты (заповедник из ряда морских островов), по причине длительности морской поездки (детям неудобно, на катере с 10 утра почти до 5 вечера), стоимость (270-300 кун) тоже не радует. Забегая вперед – скажу, что все же мое везение возможно оказало нам немалую услугу. 30 августа на одном из этих островов произошел пожар, при тушении которого погибло 8 человек, в Хорватии был объявлен национальный траур. Слава Богу, что нас там не было – изначально мы обсуждали именно этот день для поездки. Но – о грустном больше ни слова. Наш досуг во время проживания в Трибуни оказался весьма насыщенным. В первый же день состоялась вечерняя поездка в Шибеник (поскольку в нем мы уже ранее были, то и воспевать дифирамбы этому приятному городку не буду – делал это уже в другом отчете), во время которой мы приятно посидели в ресторане прямо возле великолепного кафедрального Собора имени Святого Якова. Возвращались домой мы в районе 10 вечера, и случайно заскочили на набережную Водице – ого, ничего себе тут ночная жизнь бурлит! Не меньше туристов, чем в Ялте в сезон – хотя набережная несколько поменьше. А вот чего тут заметно больше – так это яхт. Такое количество средств передвижения по воде ранее приходилось наблюдать только в Задаре.

29 августа едем в упомянутый ранее заповедник Крка, в него несколько заездов – мы выбираем самый дальний, Рошски слап (назван по имени водопада). Последние три километра дороги не заасфальтированы (наверное, единственный такой участок на всю Хорватию ?), и к тому же проходят по горному перевалу – в общем наши машинки доехали до пункта назначения такие чистые…. Идея заключалась в том, чтобы с него поплыть на корабле в Скрадинский бук, но – корабли почему-то плыли оттуда только вверх по каньону реки Крка, что нам не подошло. Итак – погуляв полчасика по местным мелким водопадикам, прыгаем на своих стальных коней, и рулим на Скрадинский бук таким образом (въезд под названием Лозовац). По дороге делаем крюк в 10 километров, чтобы сфотографировать сверху францисканский монастырь на острове Висовац. Он очень напоминает монастырь на озере Блед, и при желании к нему можно было бы сплавать на лодке или катере кого-то из местных жителей. Но – судя по тому, что мы видим, все лодки уже кем-то зафрахтованы и находятся возле острова – теперь нам туда только вплавь, предпочитаем автомобили и – дорогу на Лозовац.

Каскады водопадов на Скрадинском буке описывать так же безнадежно, как и Плитвицкие озера. Вот только – на этот раз вода настолько теплая, что в ней под первыми (и самыми сильными водопадами) плавает десятков пять туристов. Присоединяемся, вода хоть и пресная, но такая же прозрачная как в Адриатике. Вот только потеплее градуса на три.

Ну и вполне понятно, что будучи в 70 километрах от Трогира, мы просто не могли не посвятить день поездке в этот маленький городок с 4000-летней историей. Народу в Трогире на этот раз было намного больше, чем в мае, но дискомфорта от этого все равно не ощущалось. Сложно было только припарковаться – но нашли хорошую парковку уже за мостом от Старого города, прямо на набережной за 10 кун без лимита времени (под Старым городом хотели 15 кун в час). Трогир описывать тоже не буду (делал это в отчете о майской поездке) – порекомендую лишь любителям рыбных блюд не пропустить местные рыбные ресторанчики. По моим личным вкусовым наблюдениям – здесь рыбу и кальмаров на гриле готовят вкуснее всего. Ну, и количество яхт на набережной (одна из них ну очень напоминала хваленую яхту Абрамовича) тоже впечатляло.

Понравилась нам и прогулка по старому городу в Трибуне – он крохотный и очень уютный, а сверху на холме – небольшая церковь, окруженная хорватскими соснами, тишиной, соленым морским воздухом, и умиротворением…

31 августа с утра благодарим хозяина за гостеприимство, неожиданно получаем в подарок по бутылке домашнего вина, довольные едем в Дубровник.

Для справки:
Хозяин Dragan Jabuka (и это не ругательная фамилия, но по русски я ее просто не могу написать ?), Tribunj, put Vodica 6.
dajabuka@inet.hr
Tel: 00385(0)91 763 0358

Вход на территорию Крка – 80 кун с человека.
Пробег за три дня (Трибунь – Шибеник – Водице – Крка – Трогир - Трибунь) 320 км.


Часть 4. Дубровническое жупание. 31 августа – 4 сентября.

Жупа – в Хорватии особенное слово. Жупание – это вроде нашей области (губерния), а прямо возле Дубровника есть городок под названием Жупа Дубровничка ?. В нем и отель одноименный есть – так и называется, отель Жупа. Не захотелось как-то в нем жить – но это я забежал вперед.

У наших новых знакомых номер в Дубровнике был зарезервирован еще из Киева, мы же следовали своему золотому правилу – не резервировать ничего заранее, чтобы выбирать место для ночлега осознанно. Изначально был план остановиться в двух местах – Дрвенике (это километров 20 от Макарски в сторону Дубровника), и Трстено (11 километров до Дубровника), но еще в Трибуни приняли решение – едем как можно ближе к Дубровнику, и там уже по ситуации решаем, где селиться. Посмотрим, какие условия ждут Максима и его семью, может остановимся рядом с ними, а может махнем в сторону Цавтата (это 16 км уже за Дубровником) – там по описаниям очень хорошие пляжи.

Забегая вперед, выражу наше личное мнение. Бронировать апартаменты в Хорватии (особенно в Дубровнике), делая при этом серьезную предоплату – ИМХО очень рискованно. Первое – не факт, что получив предоплату хозяева апартаментов пришлют вам приглашение (ребята столкнулись с таким странным оправданием со стороны хозяев, что мол при регистрации приглашения в местной полиции заставляют написать расписку, что хозяин гарантирует своей недвижимостью пребывание гостя в стране. По-моему просто нелепая отмазка, учитывая какое высокое количество жителей стран СНГ едет в Хорватию именно по приглашениям). Не имея на руках приглашение, делать визу гораздо сложнее (украинские турфирмы за оформление хорватской визы берут бешеные деньги – 200 баксов с человека).

Второе – не факт, что апартаменты вам понравятся по всем факторам. Например, в них может быть внутри все удачно и хорошая мебель, а вот расположены, к примеру, на горке, откуда до пляжа 10 минут вниз по лестнице (и соответственно 20 минут вверх, особенно понравиться тем, кто приедет с ребенком), а если вы решите ехать на пляж на машине – то ее могут забрать за неправильную парковку в полицию и придется заплатить 600 кун, чтобы вернуть свое средство передвижения). Да и возле апартаментов вовсе не факт, что окажется хорошее место для парковки. Еще одна проблема может возникнуть у хозяев машин с большими габаритами – в некоторых местах на такой машине проехать не реально, я потом проезжая на маленьком пыжике поняла, моя Мася тут не проедет.

Ну и третье – если вы выбрали для себя апартаменты «по ходу», то оптимальный вариант как для нас – сказать, что селитесь на 3 ночи (например), но если понравится и погода будет хорошая – то останетесь еще. В апартаментах, которые сдаются именно таким «неорганизованным туристам», как правило бронь на месяцы наперед отсутствует, а вы получаете полную свободу действий на случай ухудшившейся погоды (или просто если надоест сидеть на одном месте). Да и платить желательно по выезду (иначе никто вам деньги не вернет, даже если просидев 5 дней из 10 запланированных вы захотите переехать по любым причинам). Впрочем, это наши личные замечания – возможно кому-то будет полезно, а кто-то выберет другой путь и будет бронировать наперед и надолго.

Но я отвлекся – итак, стартуем из Трибуня в Дубровник. Искупавшись напоследок на понравившемся мне пляже под соснами, выезжаем в районе 11 утра. Погода меняется «как для нас» - вместо солнца и жары в 30 градусов на небе становится облачно, что очень удобно для дальней поездки. И хотя от Трибуня до Дубровника всего порядка 300 км, но дорога эта довольно сложная. Решаем до Сплита проехать по автобану, а оттуда уже по горной дороге (Е65, она же дорога 8), идущей вдоль моря. По такой нам уже приходилось ездить в мае (из Риеки в Задар), и опыт подсказывает – в облачность ехать гораздо легче.

Судя по карте, купленной нами в мае, автобан после Сплита заканчивается, но нас поджидает приятная неожиданность – уже открыт участок автобана от Сплита к Дубровнику, километров 35. Оттуда по горному перевалу выезжаем уже на восьмую трассу, вид на горы и море – как всегда, сногсшибательный. По пути проезжаем Дрвеник (в принципе, есть очень удачное место для тихого отдыха, но останавливаться нужно не в центре Дрвеника, откуда уходят паромы, а пару километров дальше – там пляжи получше. Мы проезжаем это место, скупаемся фруктами в долине реки Неретва (всем советую – есть даже первые мандарины, безумно вкусные. Про дыни и виноград я уж молчу), и останавливаемся пообедать в ресторане «Адриатика» за пару километров до границы с Боснией. Рыбка как всегда хороша, да и вполне недорого. Граница с Боснией – как многие и говорили, одно название. Два поста, на которых тебя никто не тормозит – и километров 8 едешь по территории другой страны. Но вот мы уже снова в Хорватии, добрались и до Трстено. Не понравилось, что пляжи довольно далеко от домов (конечно же, дома стоят в горе), не тормозим и едем в сам Дубровник. При въезде в этот знаменитый город впечатляет здоровенный цепной мост длиной метров 600, а также стоящие в порту огромные круизные лайнеры. А вот сам город почему-то напоминает нам часть Будапешта (наверное по причине высокой холмистости), только вот достопримечательностей в нем значительно меньше, чем в столице Венгрии. Один только Старый град – но о нем позже. Пока же – на часах 17. Через 5 минут езды по Дубровнику становится понятно – жить в нем нам не захочется. Слишком уж это будет напоминать цивилизацию, да и вид моря совсем не впечатляет. Оставляем Максима, Веру и Иришку в их апартаментах на холме, сами едем за Дубровник.

Место находим в 11 километрах от Дубровника – небольшой поселок с милому украинскому слуху названием Млини (кстати, назван в честь мельниц, а не блинчиков), с превосходными пляжами. В течении 15 минут находим комнату (не апартаменты, в ней нет кухни) почти на берегу моря, но в довольно тихом месте, а право пользования хозяйской кухней получаем моментально. Хозяин Влахо (так же кстати зовут и святого – покровителя Дубровника) – полная противоположность предудыщему Драгану. Тот – высокий, спокойный, немного грустный, этот - маленький, юркий и заводной, очень говорливый. Общее у них кроме национальности – у каждого трое детей, но у Влахо все трое – сыновья (у Драгана было 2 девочки и совсем маленький мальчик), потому Веронику он носит на руках и готов для нее на все. Цена номера – 33 евро за ночь.

Примерно в 8 вечера идем купаться в море – какое же это все-таки удовольствие. Вода – градусов 26, прозрачная даже в вечерних сумерках.

Прямо под нашими окнами – организованный водный стадион, для игры в водное поло. Нам повезло – приехали как раз перед игрой местной командой с какими-то чемпионами Европы, болеем за местных, но чемпионы разделывают их под орех. Зато экзотика ?. Утром 1 сентября едем в Дубровник – гулять по Старому граду. Жара – 31 градус, делает эту прогулку довольно непростой. Плюс – огромное количество туристов, которые ломятся в Старый град отовсюду – в том числе и с круизных теплоходов. Потому такого впечатления, как скажем в Трогире (дух старины) получить невозможно – но архитектуру осматриваем с удовольствием. Прогулка по крепостным стенам (50 кун с человека) – дело хлопотное, особенно в жару, но куда деваться…

Вердикт таков – в Дубровник стоит ехать не позднее апреля, и не раньше октября, тогда и по Старому Городу будет легче погулять И – прогулка эта на день-два, больше в городе делать в принципе нечего.

Зато – есть где отдохнуть в Млинях ? Кристальной чистоты морская вода, мелкая галька и почти песок нравятся всем – Веронику опять за уши не оттащишь от пляжа.

2 сентября решили съездить в Корчулу, столицу одноименного острова. Первоначально думали о поездке туда на пароме, но из Дубровника это оказалось долго и дорого (450 кун с человека), а возвращаться аж в Дрвеник не хочется. Но – на Корчулу с полуострова Пелешац паром идет всего 15 минут (из Оребича), и стоит это всего 12 кун с человека в одну сторону, а ехать туда из Дубровника – всего 110 километров. И пуская большую часть дороги до Малого Стона (поворот на Пелешац) приходится ехать небыстро, зато на самом Пелешаце (кстати, центр Хорватского виноделия) разгоняемся вполне удачно. Как результат – в 12-35 паркуемся в Оребиче (когда-то – второй по величине после Риеки порт на Хорватском побережье), и узнаем, что паром отплывает на Корчулу каждый час, но ровно в 30 минут ? Не беда – ждем до 13-30, и уже через 10 минут наблюдаем крохотный городок, обнесенный крепостной стеной. Вот уж где вовсю витает тот самый дух старины, которого нам не хватило в Дубровнике. Скажем сразу – если в последнем можно гулять примерно день-два, то в Корчуле – час-два ? Зато это время вы проведете без присутствия людей (ну, скажем точнее – их почти нет), в окружении древних стен, домов, и крохотных улочек, выходящих к морю. Поскольку погода была превосходная (солнце, 30 градусов), то я решил позагорать и футболку оставил в машине в Оребиче. Каково же было мое удивление, когда мужчину с голым торсом отказались обслуживать в двух встреченных нами на своем пути пиццериях. Значит, десятки загорающих топлесс на каждом хорватском пляже дам их не смущают, а я без футболки – да?! Заметьте, речь идет не о ресторане в центре большого города ? Я уж было подумал, что в этом городке царят пуританские нравы – но вот счастье, в третьей пиццерии кушает мужик без футболки, вот она свобода ? Конечно, тут и мне никто вопросов не задавал. На обратном пути впечатлила крепостная стена на горе в Стоне, в этом же городке можно купить и самых разнообразных устриц. Но нам это блюдо не по душе – в отличии от рыбки на гриле, которую с удовольствием едим в Старом городе Дубровника, прямо возле знаменитой улицы Плаца. Кстати, это первое место, в котором нам подали запрошенный зеленый чай – обычно вместо зеленого приносили черный или даже фруктовый.

Съездили мы и в Цавтат (вместе с нашими киевскими друзьями) – тоже крохотный городок километрах в 8 от Млини, в принципе – ничего особенного, те же рестораны на берегу моря, и приятная дорога вокруг острова, на обратной стороне которого дуют такие сильные ветра, что кажется – попал в центр бури. В этот день в Цавтате очевидно были шумные свадьбы, поскольку когда мы возвращались обратно, то встречали просто колонны машин из Дубровника, ехавших в древний Эпидавр (античное название Цавтата). В общем, нам вполне понравилось в Млинях, задержались там на день больше – в основном ради релакса, купания в море. Кстати, наблюдали и местные пожары – километрах в 3 от Млини в горах что-то горело (месяц назад пожары были просто бедствием Хорватии), и к нашему пляжу постоянно прилетал самолет – садился в море метрах в 300 от нас чтобы заправиться водой. И вот – настал тот день, прощания с Хорватией, 4 сентября. В планах была еще одна ночь (где-нибудь в районе Сплита), но как-то так надоело раскладывать и складывать вещи, что решили ехать без остановки в Венгрию, по ночной – и до Дебрецена. Этому решению способствовала и погода – начало холодать, надвигались тучи, а под конец вечера пошел проливняк. Под такой погодой возле моря не хотелось оставаться. Дарим гостеприимному Влахо (работающему, как оказалось почтальоном) бутылку водки Немирофф с перцем, собираемся, примерно в 11 выезжаем из Млини.

Для справки:
Хозяин апартаментов Влахо Томаш, жена Даниэла (она лучше понимает английский, он – русский языки).
Mlini, Dragiceva 2
House_daniela@hotmail.com
Tel: +385(0)20-485648


Часть 5. Последняя. Дорога домой.

В Сплит из Дубровника – 204 километра, все их преодолеваем по горной дороге. Упоминания на пути заслуживают – долина реки Неретва (там мы снова скупились фруктами, а также домашним оливковым маслом), Дрвеник (кушали в ресторане, в то время как в самом Дрвенике и в радиусе километров 30 не было электричества – из-за строительства автобана. Зато рыбку нам сделали на деревянных углях, было очень вкусно), Омиш (шикарный каньон речки Цетина там стоит остановиться и покататься на маленьких лодочках). Над Сплитом стоит дымка, которая воспрепятствовала бы процессу фотографирования (кроме того «наша помеха справа или гид» оплошал и пропустил поворот на центр Сплита, а оказавшись в Солине уже не хотелось разворачиваться и ехать обратно), потому в городе не останавливаемся – держим путь на городок Синь, откуда дорога №1 привезет нас через Плитвице к Карловацу. Проезжая Синь, становится понятна причина дымки – над Сплитом тоже происходят пожары.

Кстати, здесь отчетливо ощущаем на себе пришедшее из Европы похолодание. Если еще вчера в Дубровнике было +29, а утром гуманные +26, то здесь уже всего 10 градусов. Дальше – лучше, в горах идет дождик и температура всего 5 градусов тепла. Сидя в машине, этого конечно не ощущаешь, просто ужасаешься глядя на бортовой компьютер.

Плитвице проезжаем в районе 8 вечера, останавливаемся поужинать в прекрасном ресторанчике «Феникс» - при въезде в Слунь, по правой стороне как ехать в Карловац. По сравнению с побережьем, цены просто божеские – рыбка всего 30 кун за порцию, ягненок на гриле – и тот всего 180 кун за кило (рыбка на побережье – 280-320 кун за 1 кг). С удовольствием вкушаем пищу, через километров 50 нас уже ждет автобан. На границу Хорватия – Венгрия приезжаем минут в 15 первого ночи, специально – чтобы штамп въезда в Венгрию был уже 5 сентября (транзитная виза всего на 2 суток дважды, а нам еще ночевать в Де6рецене). Хорватские погранцы даже не штампуют паспорта – просто говорят, до виджения!

По венгерскому автобану ехать ночью не сложно, но дождь этот, зараза…

Будапешт проезжаем за полчаса – разогнаться по объездной по такой погоде не получается.

В Дебрецене мы в 8 утра. Это единственное место, в котором я зерезервировал номер (потому что уже знал хорошее место, позвонил из Хорватии секретарю на работу и попросил для меня сделать booking) – пансионат Nadix, рядом с аквапарком. Номер хороший, с большой ванной, в которой Вероника с удовольствием плещется полтора часа подряд, мы же отсыпаемся. Вот засада – аквапарк на этой неделе закрыт, что-то ремонтируют, но по такой погоде – может оно и не страшно. Зато с удовольствием кушаем в ресторане «Вигадо» возле аквапарка – шикарные горячие блюда, стоимость смешная – 7-8 евро за огромную тарелку горячей рыбы или утки. Советую всем!

Финальный рывок – в 5.30 утра 6 сентября стартуем из Дебрецена в Киев. И тут я совершаю самую серьезную ошибку во время нашей поездки – сразу при выезде на автобан М35 из Дебрецена есть поворот на короткую дорогу на Ниретьхазу, но меня смущает отсутствие на дорожном знаке каких-либо указателей про это (написан совсем другой номер дороги, и путь на Debrecen-Josca). Однако это именно тот самый поворот – другого просто нету. Утешаю себя и жену тем, что проедем по автобану до М3, а оттуда прямой автобан на Ниретьхазу. Но не тут-то было – выезд с М35 на М3 только в сторону Будапешта, на Ниретьхазу поворота нет. Приходится по идиотски разворачиваться в районе Полгара, и чтобы не ехать по опостылевшей дороге от этого городка, выруливать на автобан М3 в сторону Ниретьхазы проселочными дорогами (теряем минимум 60 км пути и около часу езды).

На границу в Берегово приезжаем в 8 утра по местному времени – в Украине 9. На границе никого – проходим ее за 5 минут, и вот мы снова на Родине.

От Берегово до Львова погода такая же ужасная, как в Венгрии, дальше начинает распогоживаться, и вот в районе Ровно уже солнце и 25 градусов тепла. На радостях умудрились проскочить объездную вокруг Ровно, но открыли для себя так называемую «малую объездную» - дорога ведет по самому Ровно, но по частному сектору, при нас – полностью пустая, город проезжаем минут за 10.

В Киев въезжаем в 20-00, город встречает нас пробками на Левый берег. Ну, здравствуй, Родина!

Пробег из Дубровника в Дебрецен – 1200 км. Плата за проезд по автобану в Хорватии (от Карловаца до границы с Венгрией) – 55 кун, плата за автобан в Венгрии неизменна – 1500 форинтов.

Пансионат Nadix – Дебрецен, Besseney Utca 6.
http://www.nadixpanzio.hu/index.php
Номера от 40 до 64 евро.

Пробег от Дебрецена до Киева – 950 км.

Общий пробег за поездку – 5 580 км.
Расход бензина – 8,1 л на 100 км, при двигателе 1,8.

Затраты на поездку – 2400 долларов.

200 долларов – визы, страховки.
600 долларов – проживание.
550 долларов – бензин.
350 долларов – входные билеты и экскурсии.
700 долларов – еда и сувениры.

Некоторые цены в Хорватии:

Виноград – 15-20 кун за кг.
Арбузы – 4 куны за кг.
Дыни – 5-10 кун за кг.
Персики – 12-15 кун за кг.
Мандарины – 15 кун за кг.
Оливковое масло (домашнее) – 60 кун за литр.


[На главную]