[На главную]

Наш Запад (Подолье-Прикарпатье-Закарпатье)


Revolte
Июль, 2007 г.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (07.07.07)

Начнем с того, что в мае прошлого года я в первый раз попал в Закарпатье (отчет о поездке можно посмотреть тут) и этот кусочек нашей Украины меня покорил. Посему и этот отпуск было решено провести в тех краях. Что мы и предприняли вместе с моей любимой.

План нашей поездки менялся каждый день от намеченного, поэтому будем говорить, где получилось побывать. Итак, хмурым утром, в День Ивана Купал мы выдвинулись в путь. Погода менялась каждые полчаса, неизменным был только штормовой ветер. При подъезде к Староконстантинову ясно светило солнце и, остановившись возле замка Островских, мы налегке пошли изучать местные достопримечательности. После осмотра самого замка, мы двинулись в сторону доминиканского костела. Успев сделать пару снимков, хлынул ливень. И когда мы уже, промокнув до нитки, добежали до машины, дождь прекратился и под солнышком мы переодевались в сухую одежду.

Но, несмотря на капризы природы, мы отправились дальше – в сторону Скалат. Съезд в сторону Скалат идет возле Подволочиск. Дорога ужасная – яма на яме, лужа на луже. Медленно, но уверенно мы туда доехали. Достопримечательностью является костел оборонного типа, а так же четыре каменные башни, расположенные квадратом. После этого мы посетили поселок Буданов, где на холме находятся остатки замка, часть которого, со временем, была перестроена под костел. Наша машинка смогла вывести нас прямо к костелу, преодолев при этом, довольно крутой подъем, как для легкового автомобиля.

Дальше наш путь лежал в Бучач.

К сожалению, прекрасная ратуша в Бучаче находится полностью на реставрации и полностью окружена строительными лесами. Рассмотреть ее просто невозможно. Зато нашему взору предстал прекрасная Крестовоздвиженская церковь, выполненная в стиле позднего барокко. День подходит к завершению и пора задумать о стоянке. К нашему сожалению, все номера местной гостиницы заняты. И мы решаем разбить свой палаточный лагерь по дороге к завтрашнему первому пункту – под Язловцом.

Сегодняшние технологии позволяют полностью быть автономными в независимости от газа или электричества и потому даже ночевка в палатке не вызывает никакого дискомфорта. Приготовив ужин на горелке, зарядив телефоны и фотоаппарат, мы отправились спать.

ДЕНЬ ВТОРОЙ (08.07.07)

Позавтракав, мы отправились в Язловец, чтобы потом пешком попасть на Русиловские водопады. Русиловские водопады – это каскад водопадов разной величины и высоты и каждый из них это удивительное и неповторимое явление природы. Оставив машину у лесника, мы отправились в трех часовую пешую прогулку. Прогулка была под девизом: «Путешествие попроще или поинтереснее». Попроще – это прохождение по верхней тропе вдоль всего каскада водопадов. Наблюдать можно только с высоты. Поинтереснее – это идти с самого низа и до верха по руслу водопадов. Это действительно море эмоций, впечатлений и фотографий.

Второй остановкой стал город Галич. В древние времена Галицкие и Волынские земли были объединены и Галич становится центром огромнейшего княжества. Сегодня в Галичи есть памятник князю Даниле Галицкому, церковь Рождества Христова, а так же старинный замок, который на сегодняшний день полностью перестроен.

Потом в нашем маршруте был пункт остановки в селе Старуня, история которого начинается с XVIII века. В начале ХХ там начинается исследовательская деятельность по поиску нефти. В 1907 году Старуня становиться известной всему научному миру – в земле находят остатки мамонтов, носорогов, птиц, возраст которых около 23 тыс. лет. Но не только это прославляет Старую – в результате землетрясения в Румынии появился уникальный грязевой вулкан, после землетрясения в Италии – второй, после землетрясения в Иране – еще четыре. Со временем дожди разрушили сами конусы вулканов, но периодически из них выбрасывается газ, нефть и вода различной степени минерализации. Когда мы спрашивали дорогу у местных нам говорили, что наша машинка туда не проедет, что они туда ездят только на «роверах» (как мы поняли – на внедорожниках), но наша машина и это препятствие прошла. И мы поехали дальше.

А поехали мы на Маняву, которая известна своим мужским монастырем (Манявский скит), который, согласно легенде, заложили монахи, бежавшие в 1240 году из Киева. Далее он был разрушен манголо-татарскими ордами. Возрождение его началось в 1908 году. В рассвет его славы скиту подчинялось более 500 православных монастырей Польши, Молдавии и Румынии. В ските, согласно завещанию, похоронен гетман Иван Выговский. В 1970-е годы полуразрушенный монастырь решили превратить в музей и провели реконструкцию.

Кроме скита в Маняве известен водопад. Нам сразу говорили, что наша машина туда не проедет – низкая посадка, легковая – были разные причины. Но мы то уже знаем, на что способен наш «ровер»! Дорога к водопаду была ужасная – отвратительные ямы, лужи, камни. Первым серьезным препятствием стала огромная лужа. Нас смутили машины, которые оставили перед ней. По разным данным пешком до водопада оставалось идти от 3 до 7 км. Это было не по нам. И мы решили испытывать ровер дальше. Лужу мы прошли без проблем, что вызвало удивление у одного из водителей оставленных машин. Дальше шла дорога еще хуже. Но впереди новое препятствие – река. Пусть это горная речка, пусть она не глубокая, но это все-таки река! Но и это испытание наша машина-ровер прошла без проблем. Потом мы преодолели ее пару переездов реки и оставили машину в пересохшем русле, откуда до водопада оставалось метров 200. Водопад стоил всех наших мучений и мучений машины – полноводный, высокий, стремительный. Вдоволь нафотографировавшись мы отправились на место ночевки – на спортивную базу «Заросляк» у подножия Говерлы. Условия проживания желают ОЧЕНЬ лучшего – номера холодные, большая сырость, нет горячей воды, в туалет-ванну лучше даже не заходить. И на эту базу через пару дней приезжает олимпийская сборная по борьбе! Ужас!

ДЕНЬ ТРЕТИЙ (09.07.07)

Утро началась с приготовления кофе на горелке прямо в номере. Позавтракав, мы отправились покорять Говерлу, забежав перед этим на станцию биосферного заповедника. Спустившись вниз, мы начали само восхождение на Говерлу. Если вам говорят, что подъем на Говерлу это легкая прогулка – не верьте! У нас восхождение заняло три часа, это с остановками, привалами. В принципе, можно было подняться за два-два с половиной. Сам подъем можно разделить на 3 этапа: Первый самый затяжной – подъем лесом, по корням, ручьям и т.д. Выйдя из леса, мы оказываемся на высоте около 1500 метров. Второй этап – самый сложный, выматывающий. Это тропа по огромным камням вдоль которой растут колючие кустарники. Ветра практически нет и солнце начинает по-летнему хорошо припекать. Так что мы снимаем кофты и подкатываем штаны. Удивительно и приятно, что на склоне есть пару ручейков, из которых можно утолить жажду. Второй этап заканчивается на высоте около 1800 метров выходом на плато, где нас встречает холодный, пронизывающие ветер. Тут до вершины остается час. Хоть третья часть не очень сложная, но силы потраченные на два прошедших этапа не позволяют идти быстро. И все-таки мы поднялись. Там нас встретила удивительная панорама Черногорского хребта, толпа туристов и сумасшедший ветер. Вдали виднеется гора Попиван с обсерваторией на ней, а совсем рядом с нами Петрос.

Восхождение запомнилось не только этим – прямо на вершине я сделал своей любимой предложение и она согласилась. Как и она, я был очень счастлив. И день 9-го июля 2007 года стал для нас особенным.

Измученные, но счастливые, мы начали спуск вниз, который занял около двух часов.

На сегодня это все и мы отправились в Ивано-Франковск, где остановись на ночевку в отеле «Надія». За 300 грн. можно получить приятный, сделанный по европейским стандартам номер. Кроме того, в стоимость входит завтрак.

Вечером мы прогулялись по городу. От гостиницы до центра идти 5 мин. Поужинали в пиццерии прямо возле ратуши. Центр сделали пешеходной зоной, очень хорошо отреставрировали. Но стоит отойти на ближайшую улицу, как приходишь в ужас от грязи и убогости.

Номер в гостинице нам на столько понравился, что мы не хотели его покидать. Но позавтракав (нам был предложен шведский стол) мы запаковали вещи и продолжили наше путешествие.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ (10.07.07)

Первой остановкой этого дня стал водопад Шепот в поселке Пилипец. Дорога к водопаду как всегда разбитая, а точнее убитая. Преодолев все ямы мы опять упираемся в реку, которую надо машине преодолеть. Основная часть машин была оставлена до реки. Мне же было принципиально ее переехать. Река глубже, чем на Манявском водопаде. Аккуратно, но с большим количеством брызг я переехал ее и вызвал восторг и восхищение всех наблюдавших. Водопад поражает своей мощностью, силой, а главное, красотой. Единственное, что смущает – это толпы туристов, которые везде, всюду и нет от ни спасения.

Так же в Пилипце есть деревянная Михайловская церковь, которой 300 лет и недавно была реставрирована.

Далее мы едем на озеро Синевир. Количество туристов можно оценить на КПП. Люди едут на автобусах, машинах, идут пешком. Озеро становится очень популярным и не зря, ведь там безумно красиво. Оно находиться на высоте около 1000 метров над уровнем моря. Его еще называют Морским оком. Краткий осмотр и мы едем дальше, потому что большое количество людей не позволяет полностью насладиться всей красотой озера.

Зато о следующей остановке Мало кто знает – это плотина на реке Теребовля в районе села Ольшаны. Маленькая речка превращается в огромнейшее водохранилище, которое находиться между гор. Всю мощь воду сдерживает гигантская плотина. Самое интересное, что ГЭС, для которой сделано это водохранилище, находиться за горой, куда мы и направились. Мы подъезжаем прямо к Тереблянсько-Рикской ГЭС. Вода по трубе от плотины до ГЭС преодолевает расстояние семь километров и создается большое давление, что бы раскрутить три турбины, мощность каждой 1900 киловатт. Далее вода, которая отработала свою мощность, огромным потоком впадает в реку Рика.

Оттуда наш путь лежал в место следующей ночевки – Виноградов. Остановились в гостинице с хорошим номером с большой кроватью за 150 грн., поужинали в ближайшем кафе и уснули крепким сном.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ (11.07.07)

Проснувшись рано утром, еле оторвавшись от подушки, мы поехали кататься на местной достопримечательности – узкоколейный трамвайчик – своего рода дизельная электричка. Ширина коли вдвое меньше, чем принятая европейская. Это вымирающий вид транспорта и если в ближайшие пару лет в него не будут вложены инвестиции, то возможно мы потеряем такую диковинку. Трамвайчик идет от Виноградова в Иршаву с несколькими остановками. Время в пути – один час десять минут. Сейчас мы мирно трясемся в нем со скоростью 20-30 км в час, окружающие люди разговаривают на местном, непонятном нам диалекте, а мы рассматриваем в окошко прекрасные пейзажи – леса, поля, горы.

Уже вечер….

Но о происшествиях целого дня рассказать стоит. Практически на подъезде к Иршаве наш узкоколейный трамвайчик ломается и мы с еще одним путешественником из Екатеринбурга – Cашей – отправились назад по путям домой. Все бы ничего, но нас поджимало время – было около 10, а нам до 12 надо было выселиться с гостиницы. Впереди же было еще около 15 км пути домой. Много раз подымали руку в попытке поймать машину, но все было напрасно. В конце концов, пройдя одно село, возле нас остановились Жигули и провезли километров 5. До Виноградова оставалось около 8 километров и на часах уже было пол 12. Довольно быстро мы остановили вторую машину – это была машина скорой помощи, которая довезла нас практически под гостиницу, куда мы забежали без пяти 12.

Плотно пообедав, мы поехали в Берегово, где после прогулки мы расстались с нашим новым знакомым из Екатеринбурга и отправились в сторону Ужгорода. Лил дождь и не было особого желания гулять по Мукачевскому замку. Решили посетить его завтра. В Ужгороде мы остановились у наших родственников. Вскоре пошли в пешую прогулку по городу. В этом городе вырос папа моей невесты и она сама там часто бывала, так что мы гуляли по знакомым ей улочкам. Уже вечерело, поэтому посетили мы немного - Кафедральный Крестовоздвиженский собор, поразивший меня своей красотой, архитектурой, величием. Потом мы прогулялись к Ужгородскому замку. Все музеи внутри уже были закрыты, так что мы погуляли только по территории.

Хоть день был и не очень насыщен местами и событиями, он все равно один из замечательных дней нашего отпуска.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ (12.07.07)

С самого утра было решено ехать в Мукачевский замок и это было правильным решением – к 9-10 туристов еще мало и можно свободно гулять по замку. Небольшое укрепление в Мукачево, где сейчас находиться замок, уже стояла в X-XI веке. Свой современный вид замок приобрел во второй половине XVII – начале XVIII веков. Тогда его перестроили французские инженеры. К старому верхнему замку пристроили верхний и нижний, каждый из них был окружен стенами и рвами. Сегодня там сохранились семь корпусов трех разновысоких дворцов, бастионы, казематы, арсенал, три башни, костел, 85-ти метровый колодец и прочее. Замок расположен на пересечении дорог, ведущих с Карпатских гор в Закарпатье. В свои времена замок принадлежал князьям Ракоци и графу Шенберну.

После этого решено было ехать в сторону Чопа, как одного из самый западных городов Украины и по дороге заскочить в Соломоново, где находится завод «Еврокар», который производит крупноузловую сборку автомобилей Шкода, Сеат и Фольцваген. Увидев и Чоп, и завод своими глазами, мы возвращаемся на окружную Ужгорода и едем в сторону Невицкого. Романтические руины средневекового замка, который находиться на холме, сразу привлекает внимание. Кроме того, с них открывается вид на близлежащие села. Впервые в документах замок упоминается в 1274 году. Согласно легенде свое название он получил от трансформации слова «невестский», потому что во время опасности служил укрытием дял женщин. Замок контролировал дорогу на Ужогский перевал, а так же выходы в Польшу и Галицию.

По окрестностями наше задание на сегодня выполнено и мы отправляемся в Ужгород пообедать. Для нас в местных пиццерий в диковинку закрытые пиццы, которые называются кальцоне. Это такой себе «чебурек» набитый внутри всеми составляющими пиццы.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Вечером мы прогулялись по городу – через Почтовую площадь по набережной, пешеходный мост, в сторону универмага, а потом к вокзалу. Уж был достаточно полноводным, как для лета – это следствия дождей. Не вериться, что иногда весной Уж так разливается, что пешеходный мост просто закрывают. Взяв такси, мы поехали в музей – корчму «Деца у нотаря», известная многим местным, да и приезжим. Корчма выполнена в украинском стиле со множеством атрибутов, приколов по поводу «украинского менталитета» и т.д. Меню тоже выполнено довольно оригинально с интересным представлением блюд и прочими подколами. Меню можно купить на память, что мы и сделали. После сытного ужина мы отправились крепенько спать.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ (13.07.07)

Позавтракав вкусными пирожными и ароматным кофе во вчерашней пиццерии, мы отправились в сторону Коломыи через Рахов, посетив по дороге деревянные церкви за Хустом (следует отметить, что указателей на архитектурные памятки плотно расставлены вдоль дороги, что не может не радовать).

Дальнейшей остановкой были соляные пещеры в Солотвино. Чтобы найти сами пещеры, нам пришлось минут двадцать кататься по лечебницам и вообще окрестностям, пока нам наконец не подсказали, где нам могут провести экскурсию. Если ехать с Ужгорода, то перед мостом идет дорога направо и едем к заброшенному заводу. Как оказалось, именно там и находятся известные соляные пещеры. На данный момент самый нижний ярус пещеры, где идет добыча пищевой и технической соли, затоплен. И пока воду выкачивают, добыча не идет. В уже отработанном ярусе на глубине 300 метров находиться отделение аллергической больницы. Нас же за 30 грн с человека опустили на глубину 380 метров (на 80 метров ниже уровня моря). На этом ярусе так же еще ведется добыча, но так же сейчас временно приостановлена. В первой зале мы увидели подземное озеро – это вода с нижнего затопленного яруса, которую перекачивают сюда и потом далее наверх. Проходя далее по огромным соляным пещерам (высотой около 5 метров). Соль везде – по сторонам, сверху, под ногами. Мы попали в зал, где как раз были остановлены работы по добыче соли. Зал – это пещера высотой в 15-18 метров (такие пещеры могут достигать высота около 80 метров). Там стояла машина, которая и добывает соль. На вид похожа на машину с фильмов «Вспомнить все» и «Армагеддон». Кроме того следует сказать, что температура в пещере держится одинаковая круглый год +24 градуса. Причем чем дальше от вентиляции, тем все более душно и тяжелее дышать. Мы не заметили, как пролетело время – экскурсия длилась около 30 минут. А наверху нас встречало яркое солнышко и новые интересные места, куда мы и отправились.

Одним из этих мест стал Географическим Центр Европы. Раньше этому никто особо не придавал значения, теперь это еще одно место паломничества туристов и зарабатыванию на них (читай нас) денег. Рядом построили ресторан, продают множество сувениров. Далее нас ждала Коломыя. К сожалению уже вечерело и музей пысанкы был уже закрыт. Но мы пофотографировались возле него, возле ратуши и поехали в гостиницу в Косов.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ (14.07.07)

Подъем был назначен на 5 утра, чтоб посетить знаменитый Косовский рынок, где по очень умеренным ценам продают изделия местный мастеров – поделки из дерева, вышиванки и прочие атрибуты гуцулов. Рынок начинает работать около 5 и заканчивает работу к 8-9. Чем раньше пойдешь – тем дешевле купишь. После мы отправились в Черновцы, город который славиться своим Черновицким государственным университетом, а точнее зданием, в котором он находиться, ратушей и «пьяной церковью».

В первую очередь мы нашли городскую ратушу, которую строили долгое время и сдали в эксплуатацию 20 марта 1848 года. В свое время в ратуше заседали австрийские, румынские монархи и российские чиновники. Ныне на ратуше жовто-блакитний флаг. 50-метровая башня ратуши служила не только для красоты, а использовалась и для пользы города. На балкончике, откуда виден весь город, круглосуточно дежурил пожарный. А за небольшую плату все желающие могли на этот балкончик и любоваться красотой города.

Перпендикулярно ратуше стоит Художественный музей, который поражает всех своей красотой. Здание поострено в 1900-1901 годах и тогда там размещалась Дирекция ощадного банка. Равному этому зданию по красоте не было по всей Австро-Венгерской империи. Практически под крышей мы видим панно, на котором изображено двенадцать богов Олимпа – это двенадцать самых главных провинций империи. С правого края можем увидеть богиню урожайности и хлебоделия Цецеру, которая символизирует Галичину.В самом же здании после 1940 размещалась компартия, а в 1990 году здание отдали областному музею.

Самой большой гордостью Черновцов является Черновицкий государственный университет, который раньше был резиденцией буковинских митрополитов. Здание строилось почти 18 лет и стало просто шедевром. Можно видеть синтез византийской, романской архитектуры, черты гуцульских и буковинских орнаментов. Красотой поражают даже коридоры – мраморный пол, росписи на потолке и стенах.

Что б попасть на территорию, нам пришлось погулять пару часов по городу – в Университет проходили вступительные экзамены и никого не пускали. Но увиденное потом стоило времени ожидания.

Университет здесь открыли в 1875 году и он имеет два табу – не курить и не ходить по дорожке из гравия перед главным корпусом – под ним спрятана специальная дренажная система, которая выводит лишнюю влагу и этим препятствует разрушению кирпичей. Университет место «поломнечества» всех молодоженов, как киевская София или Михайловская церковь.

В ожидании времени окончания экзаменов, мы решили пешком прогуляться к «пьяной церкви», которая находиться на ул. Русской, недалеко от ратуши. «Пьяная церковь» это разговорное название Николаевского кафедрального собора, построенного в 1939 году. Главное внимание привлекает перекрученные столбы двух маленьких куполов. Складывается впечатление, что купола наклонены к центру, хотя это не так. Черновцам мы уделили, хоть не много, но все таки достаточно времени в итоге мы двигаемся дальше. Нашей следующей целью было найти место, которое мы не смогли отыскать в августе прошлого года, когда ездили по Прикарпатью. Это недалеко от п. Субич, где река Студеница впадает в Дунай.

На этот раз это место мы нашли довольно легко – всего один неправильный поворот в прошлом году запутал нас. Аккуратно через поля мы спускаемся на машине прямо к речке. Вид открывается просто потрясающий. Холмистая местность по обе стороны реки. Там мы и останавливаемся с палаткой на ночь. С дровами особых проблем нет. Хотя костер нам был только для души, так как готовили мы на горелке. Недалеко от нас плавали рыбаки, причем некоторые пол ночи рыбу глушили. Неуютно становиться от сумасшедшей тишины, которая прерывается пронзительными криками птиц и шумом их крыльев. Но устав от насыщенного дня мы крепко засыпаем.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ (15.07.07) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Проснувшись и позавтракав, мы начали подъем вверх. Машина шла довольно легко. На вершине мы остановились, что б сделать еще пару снимков и продолжили путь в сторону дома. Не проехав и сто метров у нас резко поднялась температура двигателя до 130 градусов. Мы в непонимании звонили в сервис Фольцвагена и нам сказали, что причиной может быть помпа. Мы ехали, останавливаясь через каждые сто метров. Доехав до трассы, мы поймали машину, которая нас отбуксировала в Каменец-Подольский. Приехав в город, мы начали искать автомагазин и СТО. К сожалению, как оказалось, в воскресенье в городе ничего не работает. Попытки дозвонится на СТО в Тернополе тоже не дали результатов. Вариант был доехать до Тернополя или Хмельницкого, там переночевать и утром починиться, но он нам не подходил, так как утром надо было быть на работе. И мы решили нанять эвакуатор, что б он нас отвез в Киев. Эвакуатор мы нашли довольно быстро. Нам повезло, и нас встретил хозяин, который нам сделал скидку. Машину полностью погрузили, нас угостили кофе и мы отправились в путь. Дорога от Каменца до Киева заняла чуть больше 6 часов. Вот так вот «сказочно» закончился наш отпуск. Но мы не отчаиваемся, потому что с путешествия мы привезли море эмоций, фотографий, рассказов. И тем более, я ехал туда с девушкой, а вернулся с невестой. Жизнь продолжается! Жизнь прекрасна!


[На главную]