[На главную]

Англия-Шотландия и немного Европы
Часть 1. Дорога туда

Vikkin
Август-сентябрь, 2006 г.

Поездка состоялась в конце августа - начале сентября этого года на собственном автомобиле. Начали, естественно, с оформления соответствующих виз. Тут вообще-то у каждого свои индивидуальные варианты и возможности, так что остановлюсь только на принципиально важных моментах.
Первый момент: визы для подобной поездки надо начать делать с приличным запасом по времени – ходьбы по посольствам много и то там, то сям выползает что-нибудь незапланированно-неожиданное.
В Англию делали гостевую. Если есть письмо-приглашение, то с этим никаких проблем. Утром - документики по соответствующему посольскому списку, после обеда- визы. Англичане – люди с широкой натурой и дают обычно мультивизу сразу на полгода.
Далее – транзитный шенген. Тут – похуже: первая страна следования – Германия, а у нее в консульском отделе свой обряд: сначала запись на термины, которые даже для транзита недели на две наперед, потом – сдача самих документов и т.д. Здесь процесс занимает до трех недель.
И здесь второй важный момент: транзитный шенген допускается до пяти дней, но обычно дают два. Чтобы получить больше – надо соответствующие обоснования, например бронирование гостиниц по пути следования шенгеном или что-нибудь в таком духе. К сожалению мы особых обоснований не делали и немцы поставили нам стереотипные два дня. В связи с этим мы чуть было не получили проблемы, о чем речь будет впереди.
Третий важный момент на форуме уже освещался, но отмечу еще раз: если у вас шенген транзитный, то для проезда по территории Польши нужно получать транзитную польскую визу. Это очень просто и делается за полдня: утром документики, после обеда – визы.
Мы кроме этого оформили еще и чешские транзитные. Решили заехать на денек в Прагу, побродить по знакомым местам, да и из Чехии получается короче путь по шенгенской зоне до Ла-Манша. По трудоемкости чешские транзитные не сложнее польских, только ждать приходится с неделю.
Наперед, из Киева, мы обставили еще один важный момент: пересечение Ла-Манша.
Пользуясь интернетом выяснили, что дешевле всего плыть паромом компании SpeedFerries из французского порта Булонь. Стоимость билетов там зависит от времени дня и дня недели, и вдобавок чем раньше их заказываешь, тем меньше надо платить. Мы еще до визита в английское посольство подобрали себе вариант утреннего рейса туда и вечернего через пять дней обратно, всего за 74 Евро (включая перевозку стандартного автомобиля и до 5 взрослых). Заказ – через интернет, оплата кредитной карточкой. Вы вводите на сайте компании Ваши данные, и в ту же секунду с Вашего счета списываются деньги (звенит SMS-ка в М-банкинге) и одновременно на Ваше мыло высылается подтверджение, сформированное компьютером паромной компании в котором указан Ваш booking number и Ваш security code.
Таким же способом, через интернет, забронировали себе отельчик класса B&B в Булони. Исходили из того, что путь до парома неблизкий и хорошо бы не особенно контролируя часы и минуты просто под вечер приехать в город, спокойно разобраться на месте с обрядом отправления, прохождения таможни, погрузки, поселиться, переночевать и утром уже без суеты двинуть через Ла-Манш.
Остальная подготовка к путешествию была обычной: проверка машины, закупка продуктов в дорогу, изучение маршрута и т.д.
Ехали через Устилуг, рассчитывая на то, что это чисто легковой терминал, на котором нет фур, и где мы потеряем меньше времени. Перед границей, как водится, залили полный бак, 90 литров, которых должно было хватить надолго, и с чувством глубокого удовлетворения двинули в сторону Польши. Но тут нас ожидал первый сюрприз: несмотря на то, что мы подгадали приехать туда не в пиковое время - ночью, часа в два, и в небойкий день недели с четверга на пятницу, - там обнаружилась приличная очередь в которой мы потеряли больше четырех часов.
Далее – проезд польскими дорогами. Мы себе придумали такой маршрут, чтобы побольше проехать по Польше и поменьше – потом по Чехии до Праги. Ну, облом было покупать 15-дневную наклейку на чешские автобаны, чтобы проехать за полдня пару их отрезков. Ехали неспеша провинциальными дорогами с общим направлением Замосць – Сталева Воля – Сташув – Енджеюв - Стршельске Опольське – Ныса _ Кудова Здруй. По Польше вообще трудно ездить быстро: дороги узкие, обгоны затруднены, поэтому проезд по общепринятым маршрутам типа через Жешув-Краков ничуть не быстрее. Забегая наперед, скажу, что обратно мы возвращались как раз стандартным краковским путем и он нам очень не понравился в отличие от поездок раньше. Очень много ремонтов, объездов, дороги раздолбанные . . . Можно сказать, что адаптация к нашей привычной действительности на обратном пути началась задолго до Украины. Что же касается польской провинции, которую мы таким образом посмотрели на второй день путешествия – то она нам понравилась. Везде возле домов много цветов, чистенько, душевно . . .
Следующий день провели в Праге. В основном бродили по городу.
Очень многое знакомо с прошлого года и как бы осталось без перемен: те же красные черепичные крыши Пражского града, тот же Карлов мост, и те же на нем музыканты и толпы туристов, такое же вкусное пиво, те же самые бравые матросы-негры продают мороженое и даже тот же самый старик-инвалид с закатанными выше протезов штанинами сидит на той же скамейке в скверике возле Малостранской площади.
И в то же время почти на каждом шагу открываешь для себя все новую и новую Прагу. Открытия получаются маленькие и большие. Самым большим открытием в этот раз оказалась вот такая работа эпатажного скульптора Давида Черны на улице Гусовой. Вечером в сумерках это похоже на висельника и говорят, что нередки вызовы полиции чтобы та помогла несчастному. На самом деле человек, висящий на одной руке над улицей на высоте нескольких этажей - это памятник Фрейду и олицетворяет он оторванность интеллигенции от народа.

Прикрепленные файлы

Другим открытие оказалось наличие обилия Роллс-Ройсов в городе. Энтузиасты устроили парад дорогих ретромобилей в центре и обнаружилось, что их столько, что они вполне могут парализовать движение. Вот Ройсы возле Староместской ратуши.

Прикрепленные файлы

Наутро следующего дня двинули по Е48 через Карловы Вары в сторону германской границы. Общая идея была пересечь ее примерно за 48 часов до будущего отправления парома и таким образом выполнить условия выданной нам шенгенской транзитной визы. С расчетами пространства/времени все получилось замечательно, очереди на таможне не было никакой и мы бодренько подали паспорта в окошко. Флегматично-добродушный немец пограничник лениво так листанул страницы, нашел подходящее место, шлепнул туда штампики и пожелал хорошего пути. И все . . . Никакого занесения в компьютеры, сканирования паспортов и проч, с чем мы в изобилии сталкивались на границах с бывшими соцлагерскими странами, не было. Ну никакой волокиты и бюрократии!
И вот тут мы начинаем соображать, что то, что нас не сосчитали – это не так уж и хорошо. А как же отсчитывать два дня на транзит? Получается, что только по двум соседним датам – сделанной только что и той, которую проставят перед паромом. А паром то у нас не завтра, а послезавтра. И никого не будет волновать, что реально мы на транзит затратим меньше двух суток, если считать чистое время: по формальным отметкам мы окажемся нарушителями. Выходит, что с нашими расчетами и подгадыванием начала 48 часов мы перемудрили. Жизнь оказалась проще . . .Ну что тут оставалось делать, сделанную отметку уже не переправишь. Решаем ехать к парому и там разбираться на месте, убеждая себя, что на самом деле – ситуация понятно-банальная и просчет в принципе по-человечески простительный . . .
Вот после такого вступления и покатили по немецким автобанам. Еще планируя путешествие, мы собирались в этот день максимально быстро добраться до Люксембурга, там уже пристроить машину на стоянку и побродить-посмотреть все, что успеем до захода солнца. Поэтому по Германии только ехали и видели только то, что можно увидеть с дороги. Запомнились очень красивые пейзажи в самом начале пути – в природном парке Фихтельберг, частые хорошо оснащенные карманы-стоянки вдоль автобанов и мощное разнесение полос на автобанах, в том числе зеленой зоной, так что встречных даже почти и не видно, разве что только верхушки фур. Бросилось в глаза также то, что машины на дорогах по большей части свеженькие, весь секонд-хенд благополучно уже давно сбагрен за границы Фатерлянда . . . Например, Мерсов в 124 кузове встретили очень мало, в 123-м за день – вообще всего один. Запомнилось еще то, что несмотря на автобанность дорог достаточно часто встречаются ограничения скорости. В результате хоть и старались ехать быстро, на 728 км потратили 6,5 часов (включая время на перекус).
На подъезде к Люксембургу загорелась контрольная лампочка резерва топлива. Пришлось немного сбавить темп. Тут нужно сказать, что я вбил себе в голову доехать из Украины до Люксембурга без дозаправки. Именно там самое дешевое в Европе топливо, цены процентов на 10 ниже, чем в окружающих странах и захотелось, как говорится, не платить больше. И вот мы уже дотянули, едем по территории этого карликового государства, вот уже и пригороды столицы, а заправки почему-то не встречаются. Зато в обилии встречаются туннели, некоторые длинные, до 1,5 км. Но всерьез поволноваться на предмет что же делать, если топливо закончится раньше, чем очередной такой туннель, не успели: вот он желанный указатель и мы въезжаем на настоящий минизавод по заливанию бензобаков! Из-за разницы в ценах торговля топливом в Великом Герцогстве действительно процветает и организована с индустриальным размахом: десятки линий отдельно для разных сортов транспорта: легковых, автобусов, фур . . . , а на выезде – шлагбаумы, шлагбаумы с будочками, где сидят операторы. Замерили и итоги экспeримента: в бак вошло до отсечки 82,22 литра – это на 1561 км, средний расход 5,27 л/100 км.
Дальше направились искать центр города, ориентируясь здравым смыслом, уличными табличками и видами из окна. После красивого каменного моста-виадука через глубокую долину, наполненную всякой растительностью, загадочными зданиями, похожими на замки и внушающими почтение каменными лестницами, ведущими наверх, выехали к красивому гранитному обелиску с золотой девушкой, держащей в руках лавровый венок. Прямо возле обелиска увидели стоянку, куда и припарковались.
И тут нас ждали сразу две приятности. Первая – мы оказывается припарковались в бесплатное время, а вторая – тут же на стоянке обнаружились несколько информационных щитов с картой города и всякой туристической информацией.
Выясняется, что мы приехали прямо на площадь Конституции - место, откуда и принято начинать экскурсии, а обелиск – это монумент Победы, называемый еще Гёлле Фра ("Золотая дама"). У подножия монумента – две печальные фигуры, символизирующие люксембуржцев, принимавших участие в Первой мировой войне. Прямо из площади открываются потрясающие виды на город, в котором бросается в глаза готический стиль домов - узкие башни и шпили. Завораживает своей красотой арочный мост Адольф и вот фото этого великолепия. По виду он тянет на древность минимум римских времен, хотя на самом деле, если верить написанному, это всего 1903 год.

Прикрепленные файлы

Возле площади Конституции еще можно видеть Иезуитский кафедральный собор Нотр-Дам Св. Богоматери, построенный в 1613 году в готическом стиле. Три башни собора служат символом города. Здесь же рядом - здание бывшего Иезуитского колледжа, ныне - Национальная библиотека. К сожалению ни в собор, ни в другие интересные места попасть уже не удается – время для посещений уже позднее.
Поэтому ограничились обзорной пешей экскурсией по городу. Поднявшись в его верхнюю часть и двигаясь на звуки веселья, набрели на Луна-парк грандиозных размеров и с великим множеством разнообразных аттракционов, многих из которых мы и не видели. И такое впечатление, что весь город собрался сюда предаваться утехам. Взрослые – на всяких горках, колесах, центрифугах, маятниках с вращением во всех плоскостях, дети на разнообразных каруселях.

Прикрепленные файлы

Особенно умилили раззолоченные лошадки, сохранившиеся как минимум с позапрошлого века, и скачущие, как и много лет назад, по кругу под звуки вмотированной в них механической шарманки с мелодиями, записанными на больших картонных перфолентах, нарочито и неспешно проворачивающихся на виду у публики.

Прикрепленные файлы

Погуляв средь праздного народа, в котором существенная часть явно представляла неевропейцев (это нас туда жить не пускают . . .), среди бесчисленных палаток со сладостями, игрушками, сувенирами и покатавшись на лошадках, пошли обратно. Уже начало смеркаться, но вернувшись к машине, мы не устояли перед желанием задержаться в городе еще. Перешли через мост Адольфа – посмотрели поближе очень красивое здание Государственной сберегательной кассы ( здание с часами на башне – на фото) и погуляли по улочкам Привокзального квартала.
Уезжали из города когда стало совсем темно. Последний взгяд на кафедральный собор Нотр-Дам.

Прикрепленные файлы

Снова выезжаем без карты, рассчитывая, что в силу миниатюрности всего Великого Герцогства ( 348 тыс чел), 5-10 минут в нужном направлении выведут нас на автобан. Но не тут то было. Улочки кружили нас и кружили по затейливым лабиринтам не выпуская на волю. Поначалу мы чертыхались, что не имеем навигационной системы и вынуждены блудить как слепые котята в этой паутине вилл, потом смирились, просто перемещаясь по умиротворенности люксембуржского бытия на нашей машине, потом город таки отпустил нас.
Выехав, мы почти сразу же наткнулись на автозаправочный “минизавод” со всем комплексом дорожных удобств и там и заночевали.
Наутро наш серый мерседес уже поджидало такое же серое небо, а на горизонте приготовились к дождеванию всех и вся неприветливые тучи. Завтрак съесть нам они еще позволили, но как только мы проехали несколько километров, как наступила великая стирка. Мы сменили одну страну на другую (Бельгию), другую на третью (Францию) – все было бесполезно.
Так под дождем и въехали в очередную цель нашего путешествия - городок Шарлевиль-Мезье. Там к нашему приезду перекрыли движение

Прикрепленные файлы

и, несмотря на дождь, выстроили два почетных караула:
- из ветеранов второй мировой

Прикрепленные файлы

- и из бравых молодых вояк (бедные солдаты, им пришлось изрядно промокнуть . . .)

Прикрепленные файлы

Городок знаменит тем, что является мировым центром проведения фестивалей кукол-марионеток, а к куклам по меньшей мере полэкипажа машины питает практически профессиональный интерес. Подгадать совмещение нашего посещения с фестивалем никак не получалось и мы это принимали наперед. Поэтому просто посмотрели на солдатские почести, побродили по улицам, магазинчикам, купили несколько кукол на память. Все это время продолжал идти дождь, но он совсем не мешал и все равно хотелось ходить и смотреть – уж в очень культовое место в кукольном мире мы попали. Видно было, что город живет своим статусом и старается его всемерно поддерживать. Вот посмотрите, например, на образы кукол-марионеток, выполненные из цветов и растений прямо на городской клумбе.

Прикрепленные файлы

Пока хорошенько насмотрелись, обнаружили, что и промокли уже тоже хорошенько. Это запихнуло таки нас в машину, заставило чего-то там поменять из одежды и вытолкало искать более сухих мест в широком смысле этого слова. Пока выезжали из города, заметили признаки просветов на одном из краев небосвода и вдобавок эти просветы оказались нам по пути. А через пару часов мы уже катили по залитым солнцем живописнейшим местам северо-востока Франции. Справа и слева расстилались поля в разных так сказать состояниях своего жизненного цикла.

Вот просто полевая дорога.

Прикрепленные файлы

А вот пшеничное (в недавнем прошлом) поле.

Прикрепленные файлы

А это – знаменитые ветряки

Прикрепленные файлы

В нечасто встречающихся небольших городках удивили своей необычностью знаки ограничения скорости - 45 км/час и синий цвет елочек на знаке «опасный поворот». Городки сами были свежеумытые после недавнего дождя, со светлыми, просторными улицами и тротуарами, уставленными машинами самого разного калибра, даже вот такими

Прикрепленные файлы

Радуясь солнцу и красоте вокруг, хотелось расслабиться и просто ехать и ехать и не думать ни о чем грустном. А пришлось! Вспомнили, что сроку нашей безмятежности отмерено только до конца суток, а дальше – в визах возможны неувязки . . . К этому времени мы сообразили, что самый простой выход - это перенести паромный рейс с завтрашнего утреннего на один из еще остающихся сегодняшних вечерних. Тем более, что за портовую гостиницу заплачена только бронь - 1 Евро, и в этом смысле мы ничего не теряем. Поэтому не тратя времени ни на какие придорожные красоты и соблазны, поспешили в Булонь. Ориентироваться по дорогам Франции оказалось не очень сложно даже при помощи примитивного автоатласа Европы. Мы нигде не напутали и к шести вечера уже были на причале. Перед самой Булонью вспомнили еще, что в Англии топливо намного дороже и снова долили бак до полного.
Офис паромщиков оказался небольшим павильйончиком, в котором разместились человек пять сотрудников. Очень милые ребята и девчата, и наша распечатка-мыло билетное им понравилось и мы – тоже, а за незнанием нами французского они и по- английски могут, и все было замечательно, но вот свободных мест на два оставшихся рейса уже не было. Ну что ж, ладно, - говорим, - видите, мы постарались и в двое суток уложились, давайте ваших таможенников поставим в известность, что вот такая ситуэшн сложилась: вот есть сегодня и вот есть явочным порядком мы, готовые хоть сейчас переехать черту за которой граница, чтобы наутро лишних вопросов не получилось.
Взял парень паспорта наши, пошел в соседний павильйончик к таможенникам. Возвращается минут через пять и сообщает, что так и так, ваши транзитные шенгенские визы всего на два дня и сегодня заканчиваются и никто вас завтра в Англию не пустит потому как у вас исчерпывается количество дней пребывания в шенгене и на обратную из Англии дорогу его уже нет и вообще у вас ребята - большие проблемы.
Как так, - пытаемся растолковать ему, - вот в паспорте на визе написано, что въездов два, каждый по два дня, так что на большие проблемы это не тянет.
А вот так, - отвечает, - и вообще это меня не касается, идите и разбирайтесь теперь с полицией.
Ладно, идем в соседний вагончик сами. На входе уже ждет такой кудрявый круглолицый француз, улыбающийся и вовсю довольный жизнью. Бонжур месье, - говорим ему, и далее – по английски по сути проблемы. А он делает суровое лицо и официальным таким тоном на ломаном английском сообщает, что дескать это территория Франции и законы тут действуют французские, и общаться давайте по-французски потому как по-английски ему трудно. Ну что же делать,- говорим ему, - нам по-английски тоже трудно потому как сами мы украинцы, что и из паспортов видно . . . Вот такое начало разговора. Заходим по второму кругу о том же, но с применением рук и бумаги: рисуем два проезда: туда и обратно, какие-то там дни в виде отрезков. Нет, не понимаю, - говорит, - у Вас время – финал, виза – финал. В общем повезло, как говорится: ну никакого с него толку. Слава Богу, минут через пять пришли еще таможенники. Эти все поняли и учитывая ситуацию разрешили нам отправиться наутро без никаких последствий. Только настрого приказали, чтобы на обратном пути двое суток были выдержаны без нарушений. Мы им сказали от души спасибо и пошли опять к паромщикам обеспечивать такое наставление. Паром то на обратную дорогу у нас был заказан на поздний вечер и получилось бы, что мы пересечем границу шенгена за полчаса до полуночи и чтобы уложиться в два дня, придется к концу следующего дня уже выезжать. Так что мы доложили паромщикам, что проблема улажена и перенесли обратный паром на самое ранее утреннее время, доплатив немного денег.

Моралей из этого несколько.
Во-первых, при шенгенском транзите желательно получать максимальный срок, который может быть до 5 дней. Бронируйте отели по дороге, используйте другие аргументы, объясняйте и обосновывайте сроки при собеседовании. Иначе - дадут стереотипные 2 суток, которые годятся разве что только для проезда рейсовым автобусом.
Во-вторых, поскольку сроки считаются по календарным отметкам, чтобы максимально использовать время, надо заезжать пораньше утром и выезжать вечером.
И, в-третьих, французы таки очень ранимы на предмет английского языка. Теоретически это хорошо известно, но на практике не всегда получается это обойти и надо быть к этому готовым.

Возвращаюсь к путешествию.
Обеспечив себе утреннее будущее, решили подумать о будущем вечернем. Достали из дорожной папки интернетовскую распечатку схемки проезда к гостинице и поехали ее искать. Она значилась где-то на въезде в город, но с другой его стороны. Заодно бегло посмотрели город. Кстати, его официальное название - Булонь-сюр-Мер. Это - первый по значимости рыболовный порт Франции, специализирующийся на ловле сельди в Северном море. В конце ноября в нем обычно проводится Фестиваль селедки. Рыбаки и повара, одетые в национальные костюмы, предлагают селедку - копченую или запеченую на гриле. Запивается все это как водится, французскими винами.
Центральная часть Булони состоит из Верхнего города, занимающего вершину холма; Нижнего города, кварталы которого находятся у подножия холма, и территории порта. Торговые улицы, проложенные через Нижний город, соединяют набережную порта с Верхним городом. Верхний город виден практически отовсюду. Улицы, ведущие в него, достаточно крутые и по мере подъема физически ощущается, как далеко внизу остается суета порта.
Ядро Верхнего города обнесено крепостными стенами. Длина стен по периметру около 1,5 км. Вдоль стен идут старинные крепостные валы. Несмотря на позднее время, мы зашли и побродили по крепости. Самое примечательное в смысле габаритов сооружение – величественная базилика Нотр-Дам, которая к сожалению была уже закрыта. А самое необычное, что удивило и запомнилось, – большущая площадь перед ратушей, на которую нельзя заехать/припарковаться на автомобиле потому как она вся сплошь заставлена кадками с цветами.
Покинув крепость, и проехав еще немного, нашли свою гостиницу, вокруг нее обнаружилось целое гнездо других, на разные деньги. Наш вариант, класса B&B – один из самых бюджетных, комната на двоих – 40 Евро. Поселение обходится без вмешательства обслуги. Возле входа имеется терминал, похожий на уличный банкомат и в нем Вы просто оплачиваете при помощи банковской карточки свое проживание, а взамен получаете счет-фактуру, в которой в том числе прописаны Ваш номер и код для открывания двери в этот номер. Все двери – снаружи здания, доступ на первый этаж прямо с улицы, а на второй, третий – с соответствующих балконов, опоясывающих здание по периметру. Возле гостиницы – большая парковка. Вот вид стоянки с парковкой на утро следующего дня

Прикрепленные файлы

Наутро прощаемся с Францией и – на паром. В порту уже все знакомо. В вагончике выдают посадочный талон с номером дорожки, с которой будет заезд. По пути к дорожке проезжаем мимо окошка таможни. Французы равнодушно смотрят паспорт и отдают обратно, таможенница-англичанка выдает маленькие листики иммиграционных карточек, где быстренько заполняем две-три строчки. Короткая улыбка: «Welcome!». Проезжаем дальше на причал, становимся в свою линию и ждем команды на погрузку. Вот фото с причала.

Прикрепленные файлы

Собственно сам заезд на паром проходит быстро и организованно: по командам погружающего спеца в жилете автомобили распихивают в трюм на несколько палуб. Никакого специального крепления: передача + ручной тормоз. Публика поднимается вверх, там два пассажирских салона, похожих на залы ожидания, но с иллюминаторами. В залах висит несколько мониторов, куда выводится картинка навигационной системы. Перед отплытием показали кино, как спасаться в случае чего: под сиденьями у каждого спасательные жилеты, вот так их одевают, вот так грузятся на спасательные шлюпки и т.д. А в пути по мониторам интересно наблюдать за перемещением парома - видны берега, глубины, траектория движения, другие судна. Еще - можно выйти на палубу, подышать морским воздухом/посмотреть по сторонам. Но на палубе особенно не постоишь: паром идет с приличной скоростью, да еще встречный ветер, можете сами видеть что из этого получается.

Прикрепленные файлы

Время в пути – около полутора часов. Но при прибытии в Дувр вычитаем час поясной разницы, получаем 10 утра и впереди - почти полный день для того, чтобы добраться до нашей «резиденции» в Глазго. Выгрузка с парома происходит тоже четко и быстро и вот мы уже катим по «зазеркалью», где ездят по левой стороне, при выезде на клумбу с круговым движением сворачивают налево и переключают передачи левой рукой, для чего усаживаются в свои машины справа. Поскольку посетителей из континента у них много, то для массовой и быстрой переквалификации прямо от съезда с палубы везде нарисованы соответствующие стрелки и написаны надписи на асфальте. Как для нас, так задача вдобавок облегчилась тем, что после выезда из территории порта мы сразу попали на автобан и покатили в сторону Лондона. А автобан – это место, где нет опасности по неопытности оказаться на полосе встречного движения.
Автобаны в Англии бесплатные (за исключением отдельных специальных коротких отрезков, где за деньги можно немного съекономить время в часы пик).
Едем. Присматриваемся. Поначалу – за фурами, т.е. слева. Чуть пообвыкнув – придавили тапку и сместились во второй ряд. Есть еще два. В Англии все – в милях и ярдах. Ярд – около метра (0,91 м), миля -1,6 км. Скоростные ограничения естественно – в милях. На автобанных табличках - 70. Переводим на километры – получается 112 – негусто . . . Народ спокойно держит около 120. Ну и мы так. Обгонов мало, трафик плотный. Пейзажей по сторонам особых пока не видно: посадки/деревья - стандартное рабочее место водителя. Дорожных знаков немного, в основном информационные таблички о предстоящих съездах и поворотах. Отдельно информируют о протяженности обочины (hard shoulders) возле съездов: 400 ярдов, ½ мили . . . Ага, табличка с расстояниями: до Лондона 60. На вид радует глаз, но придется умножить на 1,6 и получаем 96 км, далековато еще. Много машин с кемперами, как в одну, так и в другую сторону - народ активно отдыхает. Бросается в глаза, что свет фар при этом не включают, хотя езда с кемпером - это вроде как буксировка. Ближе к Лондону появились, а дальше стали привычными большие электронные щиты, на которые выводится оперативная дорожная обстановка, например, queue ahead – впереди затор. На этих же щитах может быть например оперативное ограничение скорости. Когда такой режим заканчивается, на очередном щите вывешивают объявление, что изменяемый скоростной режим закончился и дальше надо ехать по стационарным знакам. Если каких-либо оперативных новостей нету, щиты заполняют разными афоризмами типа «don’t drink and drive».
Окружная вокруг Лондона носит специальное, почти космическое название, – «London orbital». И это громкое название вполне заслужено – ее протяженность более 200 км. Доехали до нее без особого труда. Первая дорожная заминка случилась уже на окружной, перед туннелем под Темзой. Дело в том, что проезд туннеля платный, о чем заранее предупреждают информационные таблички. И вот на этих информационных табличках читаем, что деньги берутся в автоматическом режиме, только cash (наличные) и дескать просьба приготовить монеты. Ну а мы монетами попросту еще не разжились, минимум есть 5-фунтовая купюра. Вокруг плотнейший трафик в четыре ряда и всякие поползновения влево/вправо за поисками размена нереальны. Ладно, ползем со всей колбасой вовнутрь, на всякий случай приготовив и кредитки и банкноту. Ага, вот уже видны шлагбаумы и похоже, что там мелькает двойной комплект рук. Так и есть, в каждой так сказать трансакции участвует и водитель и кассир. Так что таблички насчет автоматов оказались неточными, наша купюра была воспринята, а мы - получили мелкие разменные монеты.
После «orbital» направляемся по М1 в сторону Бирмингема.
В принципе проезд по автобанам – дело несложное. Но нужно немного ориентироваться в построении информации на них. На английских автобанах в подавляющем большинстве случаев указывают только номера дорог/съездов. Поэтому попытки сориентироваться, высматривая на информационной табличке название города куда Вам надо, например - Глазго, обречены на неудачу в отличие от наших дорог, где от Киева Вас будут «вести» хоть до Львова, хоть до Харькова. Конечно, города указывают тоже, но называют только ближайшие населенные пункты, мелочь, которая чаще всего малоизвестна и неинформативна. Таким образом, нужно разбираться в номерах дорог. Все развилки, они называются «junction» – тоже перенумерованы и эти номера указаны на соответствующих табличках. О каждой развилке сообщается заблаговременно и несколько раз. Те же номера указаны в автоатласах, на картах и прокладывая маршрут, можно наперед составить себе легенду, по которой ехать.
Таких «карманов» с бытовыми удобствами, которые в изобилии встречаются на германских автобанах, здесь нет. Есть так называемые «Motorway service areas» или попросту «service». Они встречаются нечасто, и между ними вполне может быть до 20-40 км. Зато здесь – полный комплекс услуг: заправка, туалеты, минимаркет со стоянкой, бесплатной на пару часов и платной – сверх этого времени, небольшая гостиница и собственно автосервис для мелкого ремонта. Информация о ближайшем сервисе приводится на дорожных табличках, так что можно рассчитать, так сказать, свои силы наперед. Точки сервиса отмечены и на картах, причем указано, с какой стороны автобана к нему имеется съезд. Часто такой сервис имеется только на одном направлении, а для встречного потока он просто недоступен (нет съездов и разворотов).
Первое время после «orbital» поток в четыре полосы чрезвычайно интенсивный, после Оксфорда машин становится немного меньше. А по сторонам открываются пейзажи для рассматривания. Оказывается, в Англии, в отличие от Европы, вдоль автобанов практически отсутствуют щиты, отгораживающие автобаны от окружающего мира. В этом есть и свои прелести и свои недостатки: при сильном боковом ветре, а он в этих краях не редкость, заметно чувствуется, как машину тащит с дороги. И это – тяжелый и приземлистый Мерседес, а что чувствуют водители машин с большой парусностью или те же кемпероводы – остается только догадываться. Не заставили себя долго ждать и капризы английской погоды: сквозь солнце налетел дождь, который минут через десять сменился солнцем и так пошло-поехало до самого вечера.

Прикрепленные файлы

Несмотря на старания ехать по номерам, на окружной возле Бирмингема мы таки заблудили и выехали не в том направлении. Ошибку обнаружили миль через 10, но для ее исправления пришлось проехать наверное еще 20: ни съезда, ни разворота обратно ближе просто не было: едешь как в изолированной трубе без всякой возможности куда-то свернуть. Вернувшись назад, для выезда на нужное направление, вынуждены были заехать в город. Тут уже пошли встречные/поперечные машины. Но если быть собранным, ехать можно, хотя поначалу левое движение напрягает. Несколько раз останавливались, переспрашивали дорогу. В результате на все потеряли часа три. Сразу же очень захотелось иметь GPS- навигатор.
Выбравшись на автобан поняли, что теперь уже никуда не заблудим. Он оказался не просто номерным М6, а с собственным именем «The North West», почти Их Королевское Высочество. Его «вели» на каждой табличке и уже Он повел и нас на северо-запад, в Шотландию. Расстояние оставалось еще приличное, поэтому погнали побыстрее, используя давно освоенный на родине прием висения на хвосте у смелых водителей. Но на смелых попутчиков нам что-то мало везло. А основная масса в Англии ездит небыстро, ну - до 130 км/час, наверное, крепко воспитаны полицией. Так что Глазго приближалось в умеренном темпе. К восьми вечера стало темнеть. И тут обнаружилось, что, светоотражатели вдоль дороги нанесены на все, кроме правого отбойника. А справа как раз надо совершать обгоны. Неуютное это дело, если плохо контролируется край дороги, снабженный дебелой железякой. Но на наше счастье небо вдруг очистилось от туч и сразу посветлело вокруг, поскольку широты в шотландских краях северные и закат длится очень долго. А на подъезде к Глазго разметка улучшилась, потом пошли фонари вдоль дороги, а дальше прямо по автобану мы заехали практически в центр. У нас была заранее заготовлена легенда, как найти нужные улицу и дом, и она была реализована с первой попытки. Сами удивились и обрадовались, и после порции охов, ахов встречающей стороны с чувством глубокого удовлетворения завалились спать, оставив машину на улице недалеко от дома.
Тут уместно лирическое отступление об особенностях парковки в Англии.
Известно, что парковки бывают долговременные - для переночевать/хранить машину и кратковременные - для оставить машину, пока решаете дела.
По поводу первых можно сказать, что насколько нас информировали и насколько мы видели сами, гаражей у народа практически не бывает. Иметь гараж – довольно дорого и хлопотно: много канители с получением сертификатов на постройку/перестройку, дорогая земля, которую рациональнее использовать под жилые помещения. Даже в районах, застроенных виллами в пригородах Лондона, машины сплошь и рядом ночуют на улице. А в «обычных» городских районах с трех/четырехэтажными домами, которые доминируют в городах вроде Глазго, других вариантов, кроме уличных, практически не бывает. Учитывая то, что машины есть у многих, под вечер найти свободный пятачок весьма непросто. Нам в первый раз повезло – просто как раз кто-то уехал. Народ паркуется везде, где парковка не запрещена, а в спальных районах это практически все улицы и переулочки. И все эти улочки и переулочки на ночь битком забиты как селедкой, машинами, стоящими по обе стороны так, что для проезда остается только один ряд и при разъездах бывает приходится полквартала возвращаться задним ходом, чтобы пропустить встречного. Для обозначения мест, где парковка запрещена, служат желтые линии, нанесенные вдоль кромки дорог. Двойные желтые линии означают, что парковка запрещена вообще и насовсем. Одинарная линия означает, что парковка невозможна в течение дня. Специальное уведомление оповестит о том, когда парковка будет разрешена (например, в вечерние и ночные часы). Отмечу еще, что сплошная красная линия значит, что не только парковка, но и остановка запрещена.
Парковки для оставить машину, чтобы порешать дела, обычно бывают в деловых и туристических кварталах. Это - либо подземные паркинги, либо платные стоянки, снабженные парковочными автоматами.
И то и другое – в принципе такое же, как и везде.
Платные парковки – с парковочными автоматами, на которых написано, как пользоваться и какой тариф. Бросаете монеты, получаете квитанцию, которую нужно положить под лобовое стекло так, чтобы ее легко можно было видеть. На квитанции указывается время, до которого парковка оплачена. Парковка без квитанции грозит штрафом, обычно – 100 фунтов, и другими неприятностями, эвакуатором, например. Платные парковки удобны тем, что они всегда под рукой. С другой стороны, тарифы на них выше, чем в паркингах и надо четко контролировать время, чтобы не просрочить квитанцию. Иногда нам приходилось специально повторно возвращаться к машине, чтобы доплатить и подложить новую квитанцию. Контроль осуществляется специальными муниципальными инспекторами. Мы неоднократно встречали таких себе мирных тетушек в зеленых жилетах, основная забота которых – заглядывание за лобовое стекло припаркованных машин и выписывание квитанций о штрафе. Штраф надо уплатить в течение ближайших пары дней по указанным в квитанции реквизитам, иначе – перспектива судебного разбирательства. Надеяться на то, что, мол я - "руссо туристо - завтра свалю и пофиг их штрафы" можно, но при условии, что Вы больше не хотите съездить в страны ЕС. Ибо, по истечению определенного срока, штраф передается в специализированную контору, которая занимается выбиванием долгов с должников.
Подземные паркинги встречаются намного реже. Дорогу к ним обычно указывают при помощи информационных табличек. Если есть свободные места, заезжаете, при въезде перед шлагбаумом получаете чек, на котором отмечается время заезда, ставите машину и можете гулять сколько хотите. По возвращению суете чек в автомат, он вычисляет сумму по факту и принимает деньги (как монеты, так и банкноты), выдавая сдачу и печатая второй чек - для выездного шлагбаума. Тариф в подземном паркинге раза в два-три меньше. Например, в один из дней мы сначала заплатили 4 фунта за час и сорок минут на обычной парковке, а потом, решив остаться подольше, загнали машину в подземный паркинг и там за 7 часов заплатили еще 8,4 фунта.

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4

[На главную]